Город

5 причин увидеть Чебурашку курящим: Роза Хайруллина поставила в Саратове спектакль по своим текстам

Опубликовано 11 сентября в 10:20
0 0 0 0 0

В эти выходные в ДТКУ на Вольской 83 состоялось знаковое событие для провинциального театрального сообщества – предпремьерный показ спектакля «Где ты был так долго, чувак?», посвященный памяти великого земляка Олега Павловича Табакова. Нетривиальная постановка всколыхнула театральную общественность – настолько дерзко она не вписывается в рамки привычной сценической жизни разбалованного премьерами города. Здесь Чебурашка – девочка, а артисты курят прямо на сцене, на которой, кстати, сидят и сами зрители. И как только Чебурашка совершает шаг за пределы этой самой сцены – в зал, к пустым креслам, — становится понятно, что театр уже обрел новую форму, независимо от того, примут её или нет. Шаг уже сделан.

1. Роза Хайруллина

Первая причина, по которой в списке просмотренных вами спектаклей должен быть «Где ты был так долго, чувак?» банальна – это российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РФ, заслуженная артистка Татарстана, лауреат Государственной премии Российской Федерации Роза Хайруллина. Она кумир для многих, созданные ею драматические образы поражают зрителей глубиной характера и запоминаются на всю жизнь – а в этом спектакле Роза выступает не просто как актриса, а как соавтор. Все её творческое обаяние, вся харизма противоречивой женской натуры нашли отражение в этой постановке.

Роза Хайруллина в Саратове

Актриса Московского театра Олега Табакова заскучала в столице, почувствовала себя зажатой в тески бурной жизни и отправилась творить в провинцию – в восстановленный и всеми известный ТЮЗ, который сегодня получил негласную приставку «старый». Тандем знаменитой актрисы и намоленного места получился интересным.

«Этот спектакль — это офигительно», — Роза Хайруллина

2. Не Роза Хайруллина

Вторая причина – антоним первой. Потому что «Где ты был так долго, чувак?» — это не работа одного человека, это постановка, где каждый в полной мере сыграл свою роль. Текст — именно текст, а не пьеса, родился из дуэта драматурга и режиссера Алексей Френкель и Розы Хайруллиной. На сцене нашлось место как актерам «Табакерки» Розе Хайруллиной и Дмитрию Куличкову, так и артистам труппы ДТКУ Дарье Сосновской и Александру Андрюшенко. Соединил все в единое целое московский режиссер Артём Федоров.

Каждый сделал в этом спектакле то, что должен был и ни на йоту не уступил другому. Каждый достоин лавров в случае большого успеха спектакля и никто не достоин порицания – проделанная работа, которая велась около 2-х лет, не заслуживает уничтожительных суждений.

3. Разрушение театральных систем

В анонсах постановки говорится, что спектакль — попытка уйти от привычных театральных систем и законов, чтобы попробовать нащупать новые; «обнулиться», чтобы прийти к себе и услышать: «где ты был так долго, чувак?». И это полная правда. Премьера, которую зрители увидят 29 и 30 сентября 2018 года – лежит за гранью привычного театра. Здесь человеческая речь не раз ставится на «Repeat», слова могут быть недоговоренными – но и это не мешает понимать постановку. Если этого, конечно, хочется.

«Я считаю, что мы неоправданно думаем, что зритель глупее нас. Это всегда нам мешает. Мы думаем: «это зритель не поймет». А все как раз наоборот! Зритель готов слышать, готов воспринимать, разбираться. Ну да, это не классическая постановка – что теперь? Ориентироваться исключительно на понимание других людей ни в какой работе не нужно. Главное, чтобы ты эмоционально жил в этом. Понимал, что это значит для тебя. Тогда и тебя поймут.» — Фёдоров Антон Павлович, режиссёр спектакля «Где ты был так долго, чувак?».

4. Юмор и сатира

Несмотря на всю идеологическую подоплеку текстов спектакль получился смешной. Смешной по-злому, иронично острый, способный заставить улыбнуться при желании заплакать. Темы, которые проговаривает Петя, Зина, Муля или сам Чебурашка – герои спектакля, столь болезненно знакомы, что к ним без сатиры и не подойти. В каком еще театре вы можете 10 минут слушать английскую речь и смеяться, даже не понимая её? Ведь все в одной произнесенной фразе: «WTF, Mulya?». Весь спектакль в этом вопросе: WTF?
Или монолог о борще: заставляет зрителя смеяться в голос, но осадок после него угнетает – сколько среди нас тех, кто скис, как борщ?
Юмор «Где ты был так долго, чувак?» безукоризненный и беспощадный. Такой, какой нужен здесь и сейчас.

5. Музыка и пластика

И даже если люди не оценят юмор постановки, не найдут себя в героях спектакля или своего соседа, есть то, что вытянет «Где ты был так долго, чувак?» на лестную оценку. Идеальное «звучание» постановки: под руководством режиссера Артема Федорова в эту композицию смыслов вписались столь разные треки, что этому можно только удивляться. От американского джаза до русского шансона – но важно не это, важно в какой гармонии они «живут» в ходе действия. И то, как в неё окунаются актеры – со своей, особенной пластикой, которую до этого на просторах саратовского театра просто не показывали. Актеры дергаются, актеры плавно плывут в течении звуков, замирают и падают под стелящимся снегом – только на это можно смотреть вечно. А Виктор Цой и его «пачка сигарет» в финале просто и прямо бьет по струнам души меломанов прошлого столетия.

Фото: ТЕАТР 

0 0 0 0 0


Вконтакте
facebook