7 апреля открывается выставка «От тотема до мема»

Опубликовано 04 апреля 2016 в 13:56
0 0 0 0 0

7 апреля с 16.30 до 20.00  в выставочном зале Дома работников искусств будет проходить открытие выставки «От тотема до мема». На ней представлены работы, как отечественных авторов, так и художников из Италии. С 30 января по 15 февраля проект экспонировался в арт-резиденции «Гридчинхолл» в Подмосковье, а теперь с ним сможет познакомиться и саратовский зритель.

Организаторы: Фонд поддержки современного искусства «Артпроект», журналы «Декоративное искусство», «Диалог искусств». Куратор — Светлана Гусарова.

Для желающих подготовиться и быть во всеоружии перед встречей с современным искусством ниже мы публикуем текст искусствоведа Юлии Кульпиной:

«Проект «От тотема до мема» — это исследование актуального набора знаков и символов настоящего, маркирующих самоидентификацию современного человека. Проект сосредоточен на механизмах воспроизводства культурных национальных кодов в актуальном искусстве, на поисках причин того, что согласно Жану Бодрияру, в процессе преобразования реальности в гиперреальность побуждает современную культуру к ностальгии по изначальным мифам.

Трансформация традиционных образов и обращение к мифологии рассматривается в проекте как связь между тотемом (простым интуитивно-образным представлением о внешнем мире и взаимодействии с ним) и мемом (понимаемым, в данном случае, как энграмма — внутренняя запись культурной информации).

Изначально тотем — не только соотношение себя с иным и расширение границ собственной целостности, но и поиск покровителя во внешнем мире: желание породниться с неподвластными контролю проявлениями окружающего мира. Одна из вышивок-аппликаций из серии «Медведь и память» («Медведь с борцом») Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной буквально иллюстрирует этот признак: здесь идея тотема выражена в амбивалентном состоянии борьбы-объятий. Тотем исходит из базовой человеческой потребности в защите, и в контексте данного проекта он неизбежно указывает на ранимость и уязвимость современного человека.

В серии фотографий «Скрытые лица» Франчески Ломбарди и Джакомо Фавиллы лица персонажей полностью закрыты ажурными салфетками, анонимность делает внутренне беззащитных героев свободными и расслабленными, отрешенными от страха соприкосновения с неизвестным или чуждым.

Мария Арендт вписывает тотемные образы в контекст личной истории. Тот же личностной акцент присутствует и в произведениях Наташи Юдиной «Бабушкин коврик» и Александра Подобеда «СОЮЗ-АППОЛОН или Наше Вышивание Крестиком. Sticks-art», который использует эскизы своего отца Рэма Подобеда 1954 года.

Иван Михайлов в видео «Киреметь» рассказывает об универсальности (архитепичности) знака, в частности выражающего свойство мема, воспринимающего идею как единицу культурной информации, которая способна оставить след в памяти, сформироваться в привычку и, впоследствии словно вирус, преобразовать структуру мировосприятия.

Схождения тотема и мема происходит в области мифологического сознания. Миф выступает коллективной галлюцинацией, обеспечивающий мнимое вхождение в невидимую реальность, которая на поверку оказывается иллюзией. Здесь пролегает ключевое отличие понимания невидимой реальности в мифологии и метафизике.

Иллюзорность существования, гиперреальность (порождение моделей реального без оригинала и реальности, как описывает ее Бодрияр), невозможность прозревать то, что находится за пределами видимой реальности, остро воспринимается современным художником, ощущающим нехватку бытия и актуализирующим все замечаемые и продуцируемые им зазоры, лакуны, пустоты реальности».

0 0 0 0 0
Вконтакте
facebook