Город

Арт и деньги, два стола

Опубликовано 15 января 2015 в 22:00
0 0 0 0 0

TSR побывал на открытии галереи современного искусства «ИМХО» и делится своим скромным мнением на этот счет.

Тяжелая скрипучая дверь, обшарпанная лестница, затертый паркет и щербатая плитка – Дом офицеров встречает гостей во всем своем упадочном великолепии. Стены украшены цветными флажками, обивка диванов и скамеек истлела вместе с мечтами о счастливом советском будущем, а среди завсегдатаев здесь только пожилые дамы и дети раннего школьного возраста. Дом офицеров, также известный как Областной дом работников искусств, напоминает полузаброшенный аттракцион, составленный из заржавевших деталей и залатанный новыми глянцевыми заплатками. Часть помещений отделана белоснежной плиткой и залита безжалостным светом офисных ламп, другая часть уже десятки лет не ремонтировалась. С января этого года в этих двойственных декорациях будет обитать современное саратовское искусство на базе галереи «ИМХО».

«ИМХО» расшифровывается как Имплицитное Мета Художественное Объединение – название, которое прекрасно подошло бы какому-нибудь зловещему антиутопическому арт-кластеру в эпоху пост-интернета, то есть, когда ничего непонятно, но все делают вид, что поняли. Примечательно, что к пост-интернет искусству «ИМХО» отнести нельзя, хоть галеристы и делают отсылки к цифровому миру. Открытие галереи и первой выставки прошло под кодовым названием Hello,world – это классическая фраза-приветствие, которую используют при запуске новой программы или нового цифрового продукта. Приветствием на входе в галерею служит столик, заставленный стаканами, мандариновыми очистками и початыми бутылками шампанского. Маленький пир, или, как окажется в дальнейшем, торжество эстетизма над здравым смыслом.

Как отмечает художник и один из основателей «ИМХО» Алексей Трубецков, галерея станет пространством для экспериментов, без которых искусство немыслимо. Трубецков цитирует А. Блока (но, видимо, имеет в виду Брюсова): «Нет такого понятия как «новое искусство», искусство по определению новое, иначе это вовсе не искусство». Так-то оно так, но в «ИМХО» уместнее прозвучала бы другая цитата Блока: «Она немедленно уронила на пол Толстый том художественного журнала, И сейчас же стало казаться, Что в моей большой комнате Очень мало места». Здесь действительно очень тесно – «галерея» представляет собой узкий коридор с желтоватыми стенами, гости, задумавшись над возвышенным, наступают друг другу на ноги и постоянно задевают арт-объект – склеенный из разноцветных проводов кокон. Художественные журналы тоже раздают — увесистым «Диалогом искусств» можно проторять себе тропу навстречу прекрасному. Это не лофт, не старый завод и не выхолощенное офисное пространство, это дом культуры с лепниной на потолке, тусклым ламповым светом и привкусом какого-то библиотечного занудства.

Так как же обстоят дела с виновником торжества – современным саратовским искусством? Чем могла насладиться утонченная публика с карандашом за ухом (так почтили трагичную историю журнала Charlie Hebdo) и с пластиковым стаканчиком шампанского в руке? Основное пространство галереи заняла экспозиция «Санта-Барбара» от группы REPA — составленные в смешанной технике композиции с Барби, Кеном и их безымянным младенцем в атмосфере роскошной гламурной жизни. Барби несется на мотоцикле, надменно смотрит на Мэрилин Монро, показывает свое пластиковое дитя бумажному Энди Уорхолу – и все это вписано в рамку в виде телеэкрана. Группа REPA уже давно участвует в выставках и, кажется, ухватила актуальную сегодня волну. Одна из основательниц REPA Алина Белоусова (DigitAlina) смастерила тот самый злополучный кокон, а точнее даже три кокона, каждый из которых символизирует зону комфорта. Напротив висят фотографии инсталляций от питерской арт-группы «Мир», которая прославилась акцией «П***а под мостом» (очень питерский жест, кстати).На фотографиях пластиковые разноцветные скелеты упиваются идеями пацифизма, а скорее символически танцуют на его костях. Им очень весело.

Да и в галерее вообще чертовски весело, а ограниченное пространство еще больше сгущает комические краски. Серьезные господа в очках и с бородой сосредоточенно обводят лекала – оставляют свой «памятный росчерк в пространстве галереи»; в будке за углом мини-телек показывает перфомансы «Синих носов»; на картоне Адам и Ева упиваются запретными плодами, а в прилегающей медиатике (48 кв. м) транслируют арт-кино. Вся жизнь и все искусство в ореховой скорлупке, как любят говорить англичане. Кстати, в медиатеке я встречаю человека в красном новогоднем колпаке с красным новогодним мешком. Он достает «камеру» (больше похожую на брелок), «фотографирует» меня и в качестве награды вручает мне разрисованные сто баксов (увы, не настоящие). Трудно сказать, художник он или городской сумасшедший, а еще труднее понять, во что тебя втягивают – в интерактивный перфоманс или в акт безумства.

Торопливо ретируюсь, и на выходе осторожно обхожу разломанные баранки, лежащие на полу. Быть может, это еще один арт-объект, символизирующий духовные скрепы, которые не выдержали вызовов времени? Никогда не знаешь точно. Но можно быть уверенным, что под конец вечера в галерее появится уборщица советской закалки, которая все расставит по местам.

Место г. Саратов, ул. Соборная, д. 18, комн. 332
Дата Понедельник—суббота с 9:00 до 18:00
Стоимость Вход свободный
0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook