Город

Бренд сивой кобылы

Опубликовано 09 декабря 2014 в 20:10
0 0 0 0 0

В то время, когда доблестный Мэтью Макконахи бороздит просторы книжного шкафа, в Саратове создают туристический логотип области. Дело полезное и в каком-то смысле своевременное. Потому что исторический облик городов меняется, различия в архитектуре нивелируются, а капитал любит конкретику. Если и раньше различить ландшафты российских городов было непросто, то теперь задача еще более усложнилась. Поэтому перспектива завладеть собственной айдентикой (а это не только логотип, но и некая концепция развития городского пространства) вполне отвечает духу времени. У кого-то это получается, а у кого-то нет. В Череповце и Омске не получилось, да и в других городах, где разработкой занимались профессиональные дизайнеры, о каких-то результатах говорить пока рано.

Саратов тоже следит за последними тенденциями. Несколько дней назад завершился первый этап конкурса по созданию туристического логотипа Саратовской области, организованный Министерством молодежной политики, спорта и туризма. Были презентованы победители конкурса. После чего в сети разгорелась не менее яростная полемика, чем когда свой вариант логотипа Саратова предложил дизайнер Артемий Лебедев. Некоторые комментаторы теперь посыпают голову пеплом и вымаливают у Лебедева прощение за то, что в свое время были столь категоричны в своих высказываниях. По их мнению, новые работы не выдерживают никакой критики вообще. На ситуацию отреагировал и сам Артемий, в своем ЖЖ он написал: «Следим за развитием событий, затаив дыхание».
Разумеется, люди некомпетентные в области брендинга и дизайна скорее всего скептически отнесутся к подобной затее. У них найдется 39 претензий к тому, насколько уместен данный проект в условиях отсутствия стратегии развития города и комплексного подхода. И в чем-то будут правы. В министерстве настроены более оптимистично.

«Практика наиболее развитых в плане туризма стран, отдельных регионов и городов показывает, что использование логотипа является эффективным инструментом формирования положительного туристского имиджа территории в сознании потенциальных туристов», – сообщил TSR Ринат Зиганшин, начальник отдела развития туризма Министерства молодёжной политики, спорта и туризма.

Однако, логотип – это лишь часть концепции бренда, основанной на идентичности города, его «визуализация», а идея должна быть разработана заранее. И лучше всего, если ее осуществлением займутся профессионалы, специализирующиеся на брендинге. Хотя и тут достаточно много нюансов. Вообще брендингом городов занимаются относительно недавно, и даже в Европе бывают неудачные примеры. Так случилось с рекламным роликом Олимпиады в Лондоне, который довел десяток людей до эпилептического припадка. С другой стороны нужно понимать, что туристы и сами приедут в Копенгаген и Амстердам без лишней стимуляции, но дело в том, что власти и бизнес заинтересованы в том, чтобы поток туристов только увеличивался, поэтому они поддерживают имидж своих городов не только на уровне логотипов.

Нам же не стоит строить иллюзии относительно инвестиционной привлекательности региона, для этого нужен комплексный подход. Бренд –это своего рода инструмент коммуникации, он влияет на увеличение финансовых потоков в город, но одного бренда не достаточно.

«На самом деле невозможно всерьез обсуждать всю эту историю с логотипом области. Там не о чем говорить, и для меня это лишнее подтверждение отсутствия компетенции у тех, кто инициирует такой конкурс, и у тех, кто принял в нем участие, – говорит Сергей Соловьев – совладелец, арт-директор бюро визуальных коммуникаций «HEYLOOK!». – Профессионал не будет работать бесплатно. Только в случае высокого фана. А здесь нет ни того, ни другого. Денег не заплатят, а фан был бы, если бы логотип в дальнейшем действительно начал работать. Но при отсутствии туристической инфраструктуры, о чем может идти речь?»

Бренду города необходима фантазия, вовсе не обязательно обыгрывать общеизвестные стереотипы, лучше уйти в сторону конструирования новых смыслов, сделать бренд узнаваемым и постараться воплотить в его концепции «эмоциональное пространство» города, найти точки соприкосновения с целевой аудиторией, выразить какие-то общие для всех моменты. Опять же, нет уверенности, что в таком случае логотип должен понравиться всем, может быть, только спустя какое-то время люди начнут идентифицировать себя с ним. Таким образом будет развиваться визуальная культура и коммуникация. В общем, тут есть над чем подумать и куда стремиться.

 

P.S. Мы решили не отставать от трендра и нарисовали свои варианты, выбирайте

 

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook