Чайное дело

Опубликовано 12 августа 2014 в 19:31
0 0 0 0 0

Магазин «ЧАЙ» существует на проспекте Кирова с 35 года, это одно из немногих мест, которое сохранились практически в первоначальном виде. В Советское время сюда приходили как в музей: любовались интерьером и покупали любимый чай со слоном. TSR познакомился с директором магазина «ЧАЙ» Марией Завьяловой и узнал секрет чайного долголетия.

67

Марина Завьялова, директор магазина «ЧАЙ»

Про себя

Работу в магазине «ЧАЙ» начинал мой отец, а я пришла туда гораздо позже. В 2000 году ему потребовалась моя юридическая помощь в решении некоторых вопросов. Я даже близко не могла представить, что задержусь здесь на 14 лет. Разумеется, все другие работы мне пришлось оставить. Я скорее старалась вникнуть в суть новых обязанностей, но времени было мало. Начинала со склада и постепенно двигалась дальше. Мои знания росли, увеличивался объем работы, я вошла в дело. Сейчас, мы все равно работаем в паре с папой, поддерживаем друг друга. Чай для меня до сих пор загадка, разумеется, я во всем стараюсь разобраться и многое узнала за годы работы в этой сфере, но мир чая настолько огромен, что весь масштаб охватить невозможно.

Про чай и пуговицы

Отец рассказывал, что в 80-е практически не было чая. Чтобы выживать, в магазине продавали дрели, ликероводочные изделия, какие-то пуговицы, спортивную одежду и туфли. Все, на чем могли заработать. Когда привозили чай, за ним выстраивалась огромные очереди, люди ругались, если кто-то брал лишнюю пачку.

Про Запад и Восток

В Европе к чаю относятся осторожно, как к лечебному второстепенному напитку. Он не имеет своей самодостаточной роли. Во многих местах он продается только в аптеках, его сложно найти на полках магазинов. Хотя, есть небольшие закрытые лавочки. Немцы – первопроходцы в ароматике, они составляют купажи чаев, и мы работаем с ними. В России чай тоже выступает в роли сопутствующего напитка. Да, он предполагает, что ты проводишь с ним время, наслаждаешься им, но всегда есть что-то еще: мед пряники сахар. Нужно ли говорить, что в Китае чай – это отдельное звено жизни. У них много красивых легенд о нем. Это интересно, красиво, это прививает определенные чувства вкуса и гармонии. Но для меня за этими легендами стоят только названия тех или иных сортов, стоимость и территория произрастания.

Когда привозили чай, за ним выстраивалась огромные очереди, люди ругались, если кто-то брал лишнюю пачку.

Про дешевый чай

В обывательском представлении весь пакетированный чай – это второсортный и дешевый продукт, а чай в пачках, якобы, лучше. У нас продается далеко не дешевый чай в пакетах. Если говорить о дешевом чае, то это не ценовая категория, а скорее массовое распространение. Мы приняли решение не заниматься чаем, который повсеместно представлен в сетевых магазинах. Наш ценовой сегмент: от среднего до премиум класса. Такой чай не может быть реализован в гипермаркетах, но он хорошего качества и достоин внимания.

 

Про кризис

Сначала было легко работать, потому что мало кто занимался чаем, было мало информации. Конечно, когда ты один на рынке за исключением нескольких компаний быть первым легко. Но очень сложно удержать лидерство, и следовать ему. Кризис сильно сказался на работе. Резко упала покупательская способность. Было время, когда людям требовались подарочные и экзотические наборы, всех интересовало, даже не столько содержание, сколько как это было представлено. А потом понеслось, «мне бы что-нибудь попроще, но побольше».

 

Во многом чайные компании влияют на то, какой чай завтра будут пить люди.

Про китайские плантации

Я была сильно удивлена, когда мы приехали на одну из китайских чайных плантаций в поисках определенного сорта, а местные производители о нем ничего не знали. Китайцев, как американцев не волнует чужие проблемы, если они сидят у себя в деревне и выращивают только один сорт, им совершенно наплевать, чем занимаются соседи и какой чай пил император 3000 лет назад. Они живут здесь и сейчас.

Про чайное лобби

Во многом чайные компании влияют на то, какой чай завтра будут пить люди. Да, появилось много информации на телевидении и в интернете, какую-то общую картину мы можем сложить. Но в принципе, все зависит от того, что раскрутили в данный момент, и на чем хотят заработать поставщики. К сожалению, у нас доверчивые люди, которых легко убедить с помощью красивого названия. Зачастую, это может быть дорого, но не оправдано. Мы привозили разрекламированные вещи, и жалели об этом. Как правило, это  80% стоимости и красивая сказка. Мы стараемся этого избегать.

Про отечественный рынок

В нашей стране чайное производство развалено уже пару десятков лет, плантации засорены и нет нового оборудования. Составить полноценную конкуренцию импортному чаю мы не можем. Российский чай не плохой, но то, за какую цену его предлагают производители, совершенно не соответствует реальности. Очень сложно равняться на страну, которая 5000 лет выращивает чай. Он потому и чай, что растет на одном месте тысячами лет, и эта земля знает, что такое чайный куст. Наше государство не готово вкладывать в это деньги. Частные компании тоже не хотят тратиться на развитие и ждать. А тысячу лет никто не подождет.

Про любимый чай

У меня нет любимого чая, все зависит от настроения и привычки. Единственное, что я поняла, работая здесь, что нельзя пить чай с сахаром. Но, даже зная это, я все равно добавляю в чай сахар, хотя это неправильно, лучше его есть вприкуску. Честно признаюсь вам, я иногда грешу. Самое лучше определение для чая – мой или не мой. Я пью черный ты — зеленый, и какой из них лучше мы будем спорить до старости. Сложно найти свой чай. Для тебя он открывается так, а для меня совершенно иначе. Даже если мы попробуем составить описание одного и того же чая по каким-то критериям, а потом сравним, никогда не поймем, что говорим об одном и том же.

Составить полноценную конкуренцию импортному чаю мы не можем. Очень сложно равняться на страну, которая 5000 лет выращивает чай.

Про сезонность

В чайном бизнесе всегда существовала, и будет существовать сезонность. Летом, в основном, пьют прохладительные напитки, а зимой чай. Поэтому у нас с сентября начинается подъем, март-апрель – спад. Чай очень подвержен влиянию погоды. Партии одного и того же товара могут меняться из года в год. На нас рассчитывают и сложно гарантировать качество, потому что в Индии был сезон дождей и чай не такой как в прошлый раз. Средний чек порядка 300 рублей, но это опять же все зависит от сезонности.

Про чай со слоном

У нас был тот самый чай «со слоном» в желто-синей пачке, он назывался «индийский» и выпускался по ГОСТУ. В нем было 70% индийского чая и 30 % грузинского. До сих пор люди приходят и спрашивают, есть ли у нас такой чай. После развала Советского Союза появилось очень много чаев со слоном, каждая из фирм производителей на какой-нибудь пачке обязательно должна изобразить это животное.

Про кофе

Мы стали заниматься кофе чуть позже, даже были попытки разделить залы, чтобы чай не впитывал запахи кофе. Однажды случился бум на зеленый кофе, как средство для похудания. Вы не представляете, что у нас здесь происходило. Люди требовали кофе, а мы не знали где его достать в таких количествах.

Про будущее

Спустя годы работы, столько всего перепробовав, я понимаю, что у каждого должно быть свое направление, видение процесса и индивидуальность, чем бы ты ни занимался. Самый большой план на будущее – открыть новый зал и работать дальше. Работа приносит деньги, от этого мы никогда не уйдем, но хочется добавлять в нее творчество, свой взгляд и внутреннее настроение.

 

 

0 0 0 0 0



13 августа 2014
Вконтакте
facebook