Развлечения

Что вы делали прошлым летом?

Опубликовано 02 марта 2014 в 13:49
0 0 0 0 0

«Спектакль нужно воспеть или распять», — сказал театральный критик Григорий Бояджиев. Но как быть, если воспевать нечего, потому что спектакль не удивил, а распять не за что?

В Саратове прошли показы спектакля Московского художественного театра им. А.П. Чехова по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».

Гастроли МХТ на новой сцене ТЮЗа, да и в ТЮЗе вообще проходят впервые – в рамках проекта «Опыт учеников. Наследие мастера», приуроченного к 100-летию со дня рождения выдающего театрального режиссера и педагога Юрия Киселева, чье имя и носит наш ТЮЗ. В ТЮЗе регулярно идут спектакли других учеников мастера, и нынешний приезд Пускепалиса (как ученика Киселева) с «Прошлым летом в Чулимске» является своего рода кульминацией этой серии показов.

Пьеса Александра Вампилова, по которой сделан спектакль, завязана на нескольких конфликтах, которые сливаются в один, более мощный, из разряда вечных – тут и стремление к счастью, и проблема человеческой порядочности и неприкаянности, и вопросы «Один в поле не воин? Или всё же воин?», и способность сохранить или возродить вновь желание чувствовать и бороться за правду.

_IGP0094

Действие спектакля происходит в не существующем городке Чулимске – типичном райцентре, в данном случае – таежном, 1970-х годов. Герои помещены в статичное пространство – ощущение застоялости жизни решается режиссером и на уровне сценографии – на сцене сооружен неглубокий бассейн, установлена деревянная постройка – тут и имитация таежного быта, и, возможно, отсылка к городу Илимску, который был затоплен при строительстве Ангарского каскада ГЭС в 1970-х.

Сам бассейн – показатель пограничного состояния героев – ни туда, ни сюда. Будь воды немного больше, они стали бы полноценными рыбами, а так – только мальки. Вот и барахтаются эти «мальки» в городке, в котором ничего не утаишь. Сюда и приезжает следователь Шаманов, в которого влюбляется 18-летняя девушка Валя.

У следователя за плечами своя история – пытаясь добиться справедливости в городе, откуда он приезжает в Чулимск, желая привлечь к ответственности сына чиновника, который сбил человека, Шаманов терпит поражение. В поисках покоя – а он время от времени повторяет фразу «Вообще я хочу на пенсию», – молодой человек приезжает в Чулимск. Рядом с ним оказывается девушка Валя, которая работает в буфете и постоянно чинит забор палисадника, через который, чтобы не делать десять лишних шагов в обход, шастают люди. Девушка не спешит уезжать из топкого Чулимска, как это сделали ее сверстники. Делает она это из-за любви к Шаманову. Кроме того, Валя ждет, что люди, постоянно топчущие ее палисадник, научатся ходить по тротуару. Это лучшее воплощение идеи о том, что желание изменить мир к лучшему, если оно истинно, должно быть выше всяких преград.

_IGP0195

Текст пьесы Вампилова помимо всего прочего отличает четкая прописанность с режиссерской точки зрения – подробнейшие ремарки транслируют жизнь и чувства чулимовцев очень тщательно. И каков соблазн поддаться руководствам драматурга, но не больший ли соблазн сделать что-то несвойственное драматургии Вампилова, ведь даже сам таежный дух пьесы так располагает к экспериментам. К примеру, поставить пьесу, которая, на первый взгляд, мыслима только в пространстве психологического театра, в плоскости, вернее, объеме, театра условного, как попытку этого предпринимали в 2010 году в лаборатории «ON.ТЕАТР» в Санкт-Петербурге. Там Валентина, вместо того, чтобы прилаживать поломанные части забора, танцует, она – часть природы, сама природа с ее духом и чистотой. Или вообще убить Валентину, как это сделал Вампилов в первом варианте пьесы.

Пускепалис идет по первому пути и делает трехчасовое воспроизведение текста пьесы. Но не всё ведь быть одним экспериментам, и театр, укорененный в литературе, тоже, наверное, должен оставаться. Но главное предназначение театра, на мой взгляд, в прямом транслировании произведения, легшего в основу, заключаться не должно.

Если вы читали пьесу и смотрели фильм Глеба Панфилова «Валентина», что был снят по мотивам в 1981 году, идти на этот спектакль, кажется, не за чем. Тем более, в этом году на большие экраны выходит очередная экранизация «Прошлым летом в Чулимске». Главную роль в ней исполняет, как это ни удивительно – Сергей Безруков. Следователя ему играть не в первый раз, но понять насколько хорошо ему это удалось, нам только предстоит. Хотя, разве может быть провал у актера, сыгравшего святого Иешуа Га-Ноцри, грешного Сашу Белого и двух святил русской поэзии.

Текст: Софья Бражник
Фото: Андрей Шалаев
0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook