Город

Дивный новый мир: уютный книжный

Опубликовано 17 июля 2014 в 16:35
0 0 0 0 0

TSR продолжает рубрику «Дивный новый мир», где рассказывает о любопытных заведениях или городских системах, которых не хватает в Саратове, но которые успешно функционируют в других городах и странах. В предыдущем выпуске мы рассказывали о магазинчике Irene and Marie из Ростова, а сегодня пофантазируем на тему книжного, где можно читать за чашкой кофе, пока на фоне играет пластинка The Smiths.

В чем суть

Образцом для подражания и вдохновения сегодня послужит питерский книжный магазин «Подписные издания», который позиционирует себя как старейший книжный в городе. В этом есть доля лукавства: с 1926 года существует не магазин, а общество «Подписные издания», которое занималось актуальным в то время делом – распространением книг по подписке. Сейчас в магазине на Литейном проспекте все иначе: здесь не стоят раритетные старинные издания, не веет духом старины, а, напротив, все устроено максимально современно. Одна из особенностей книжного – его ассортимент, среди которого можно встретить как классическую литературу, серьезные тома по философии и культурологиии, так и дешевые покетбуки и редкие «зины» – авторские DIY-журналы. Другая, не менее важная особенность, — это возможность полистать томик Жижека при свете уютных ламп. Для этого рядом с окном-витриной оборудованы столики и там же находится небольшой уголок, где продают кофе, чай и кое-какие сладости. На втором этаже магазина располагается читальный зал, где и вовсе можно уединиться с книгой на несколько часов. Продавцы тоже не скучают – они регулярно приносят новые пластинки своих любимых групп и включают их в магазине, так что саундтрек в «Подписных изданиях» меняется с завидной регулярностью.

Как это устроено

Магазин «Подписные издания» расположен в центре города – стоит свернуть с Невского проспекта и пройти буквально один квартал, как вы окажетесь на месте. Конкуренция тоже приличная, ведь кругом сотни туристических книжных, где продают магнитики с Медным всадником и золотистые книжицы со стихотворениями Бродского. Это может звучать банально, но магазин привлекает своей атмосферой: книжными полками адекватной высоты, большой витриной, мелкими деталями вроде букета цветов или портрета Оскара Уайльда. Кстати, об Уайльде. Показатель заведения, которому не плевать на своих посетителей, — это внимание к деталям, мелочам. Так с каждой покупкой вы получаете дисконт с изображением писателя, которого можно выбрать на свое усмотрение: Уайльд, Достоевский, Бродский или кто-нибудь еще из великих. Даже такая мелочь как упаковка превращается в ритуал: каждую покупку запакуют в оберточную бумагу с фирменными узорами и логотипом.

Кофе и другие элементы счастливой жизни на территории книжного обеспечивает кафе «Знакомьтесь, Джо!», поэтому, разумеется, капучино не будет бесплатным, но печеньку к нему добавят просто так. Магазин не очень большой по площади, но напичкан интеллектуальными ценностями основательно. Владельцы ценят историю, поэтому делают особый акцент на философские, литведческие книги и на нон-фикшн в целом. Продают и канцелярские товары, иногда местного производства, постеры, газеты и журналы, которые найдешь не в каждом киоске.

Зачем это нужно и как это работает

Попытка создать книжный нового типа была предпринята в процессе ребрендинга «Дома книги». С появлением «Читай-города» стало казаться, что все будет иначе. Ходили слухи, что в магазине теперь стоят диванчики, где можно усесться с книгой, а еще появился бесплатный Wi-fi. Слухи оказались правдой, но продлилось все это недолго: диванчики, за которыми так бдительно надзирал охранник, исчезли, все свободные зоны заняли дополнительные торговые площади с китайскими безделицами, сувенирами и шоколадками. О wi-fiдаже и думать как-то не хочется. Ну и, конечно, главный книжный Саратова сохранил верность традициям – суровая женщина советской закалки будет ждать вас на кассе, у нее никогда не будет сдачи и настроения. Разумеется, не везде так, и иногда бывает вполне уютно в обычном книжном развале где-нибудь на Московской (но точно не на Чапаева). И все же создать приятный книжный магазин с аккуратно отобранным ассортиментом – это пока что-то из области научной фантастики.

В Саратове, конечно, нет необходимости делать такой богатый ассортимент, как в «Подписных изданиях» – едва ли кто-то отдаст 500 р. за зин с фотографиями или за книгу о меланхолии, хотя номера «Афиши» или «Interview» всегда пришлись бы кстати. И цены будут несколько выше, чем в обычном книжном, но за атмосферу полагается платить, вот почему в самых живописных странах самые крупные налоги. А что касается читальных зон, то почему в Саратове нельзя подробно и с комфортом познакомиться с книгой, за которую, возможно, придется выпотрошить всю наличность? Мы уж не говорим о пластинках с песнями TheSmiths, пусть просто играет хоть какая-то приятная музыка. Кофейня тоже пошла бы на пользу торговле, ведь говорят, что кофе помогает нам быстрее принимать решения.

MHPZbaImkBs

Сложности и проблемы

Окупаемость, окупаемость и еще раз окупаемость – в это все упирается. Состоятельный бизнесмен в Саратове ни за что не станет вкладываться в подобную инициативу, а молодой предприниматель может погореть на книжном деле. Но примеры небольших магазинчиков вроде Bookberry все-таки вселяют надежды. Возможно, магазину пришлось бы обзавестись небольшой фотостудией или еще каким-то прибыльным сайд-проектом, или, скажем, взяться за поставку редких пособий и книг в городские учебные заведения. Но то что аудитория нашлась бы – это не вызывает сомнений. И даже преданные адепты Паоло Коэльо, привлеченные ароматом кофе, встали бы на путь исправления.

Фотографии из официального паблика группы и с The Village.

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook