Дмитрий Карпов: «15 процентов успеха дизайнера – дипломатия!»

Опубликовано 09 октября 2014 в 13:00
0 0 0 0 0

В рамках проекта «Багаж» в Саратове прошел мастер-класс Дмитрия Карпова, дизайнера и преподавателя знаменитой «Британки». TSR удалось пообщаться с Дмитрием перед началом восьмичасового интенсива о новом туристическом логотипе, городских пространствах и хороших дизайнерах.

лого_карпов

 

 

 

 

 

 

Если бы я заказал логотип себе, я уверен  — 80 процентов дизайнеров нарисовали бы рыбу. Уверен на 100 процентов, это был бы карп. Это если дизайнер не задал бы мне вопросов. Но задача дизайнера — погрузиться в тему и узнать что-то большее. Для меня Карпов – образ вороны. Когда я был маленький, родители учили меня произносить свою фамилию (в детстве я сильно картавил), и они говорили: ««кар-кар», как ворона». У меня в сознании отложился образ вороны, а не рыбы. Поэтому самый ожидаемый вариант с рыбой я отмету. А дизайнер обидится, скажет: «Ну как же так?». Вот и с вашим логотипом так же. Жители Саратова смотрят и думают: это не про нас, мы другие.

Я понимаю, что задача ставилась построить идентификацию не для жителей, а для людей, которые вне Саратова. Чтобы маркировать что-то специфическое здесь. Поэтому ощущения жителей такие, как будто их взяли и вывели за скобки.

У меня к этому логотипу одна претензия – сиюминутность. Графические мотивы, которые там, очень модные сейчас, такая грубоватая эстетика, но будет ли она модной через пять лет?

У меня от этого логотипа механическое ощущение, как будто из подшипников он собран. Мне кажется, это реверанс тому машиностроительному комплексу, который у вас есть. Если я закрываю глаза и представляю себе Саратов через логотип, то это история из болтов и гаек. Вы можете представлять большую реку, но ее там нет. Я не вижу. Этот дизайн несет туристическую функцию. Но когда люди говорят «ой, да ну мы сами нарисовали бы лучше» — это нормально, это везде так.

В Саратове сильной культурной традиции нет, ее надо вырабатывать. Поэтому этот лого приживется, с ним можно интересно работать, он как конструктор.  В нем есть потенциал.

саратов_карпов

Визуального мусора у вас не так много. В глаза крупные рекламные площади не бросаются. Саратов выразителен, он геометричный, это здорово его отличает от других городов. Здесь есть ощущения купечества. Старые дома с рюшами, с деталями. Эти дома строились для того, чтобы оберегать имущество, которое находилось в них. Они не открытые истории.

В Саратове потрясающее ощущение реки. Меня поразил ее масштаб. Самое сильное впечатление, которое город не ощущает, — присутствие ночью черной воды. Такое классное впечатление, которое рождает много городских мифов. Чувство, что к реке подъезжают бандюки, бросают кого-то в Волгу и уезжают дальше. Что-то уплыло, или что-то из реки вышло и отправилось в город.

Мне очень понравилась атмосфера ваших модных молодежных заведений. Тут интересно наблюдать смешение национальных культур. Татарской, русской. Я с удовольствие наблюдал, как люди общаются, — это такая добродушная атмосфера, очень обжитая. Я четко представляю, что помещения, где люди отрываются в пятницу вечером, в понедельник в обед превращаются в помещения, в которых люди в пиджаках проводят бизнес ланчи. А в пятницу опять танцуют на столах.

граффити_карпов

То, что у вас на набережной сделали, – это забавно. Смешной Гагарин, бурлаки смешные, они в обратную сторону идут. Такая аллюзия на «Бурлаков». Я люблю городскую культуру, но не люблю, когда она заказанная, в этом есть какое-то малодушие. Вещи под заказ лишены такого ощущения: сделать быстро, свалить и потом наслаждаться смелостью, высказанностью. Но я уверен, что в городе есть примеры граффити хорошего. Такого, чем живет общественное пространство.

миграфия_карпов

Меня ребята саратовские попросили передать вам привет. Шишкин, он свою студию организовал; Дима Котов, сценарист; Хайт, он в Германии живет, тут в художке учился. Да, это тенденция уезжать из родных городов в Москву. Но я вижу потенциал для обратного пути. Когда люди будут возвращаться сюда. Во-первых, здесь дом, во-вторых, интернет дал многое. Если ты умеешь делать что-то хорошо, та репутация, которая у тебя сформировалась, приведет заказы. Недостаток такой стратегии в том, что, когда люди варятся в собственном соку, у них нет внутренней конкуренции и общения в профессиональном сообществе, а это важно. Творческие люди терпеть друг друга не могут, поэтому им надо чаще встречаться, не для того, чтобы они полюбили друг друга, нет. На этой творческой ревности могут появиться классные продукты.

миссия_карпов

Мы перестали обсуждать массу тем. Культура СМИ стала кастрированной. Обществу нужен диалог. Умение поднимать сложные вопросы и уметь их обсуждать. Это и вопросы Крыма, и национальной идентификации, и религиозной терпимости. Я говорю не про политику, а про общекультурный диалог. И кино, и литература крайне редко обсуждают вопросы будущего. Что будет в России завтра. А мне это интересно. Поэтому, когда меня приглашают с мастер-классами в города, я всегда еду. Возможно, Саратов из того, что я посетил, самый небольшой. Для меня было удивительно, что тут аудитория больше 25 человек. Мне это интересно. То, чем я занимаюсь, — это миссия. Мне нравится, что я могу встречать в городах людей, способных созидать и общаться.

заказчики_карпов

Особенность хорошего дизайнера: он в какой-то момент занимается дизайном своего клиента. Надо решить для себя: где-то я работаю за хлеб, и там, по большому счету, я не хочу заниматься образованием клиента. Заказчики занимаются зарабатыванием миллионов рублей, продавая свой продукт, они могут знать про дизайн упаковки больше, чем знаю я.

С хорошим дизайнером есть 3-4 хороших клиента, которые ему доверяют. Это создает репутацию. В жизни ведь очень важно не тратить время на идиотов, силы, затраченные на них невосполнимы.

15 процентов успеха дизайнера – дипломатия. Вы делаете проект: приучите себя сделать отметки в календаре, когда вы будете звонить заказчику и говорить: «Все окей, я делаю проект, получается хорошо». А если вы пропали на две недели, то клиент не знает, что происходит, начинает волноваться. Заимейте правило позвонить и сказать: «Ну, как вам голуби?». Не важно, будете вы использовать их в работе или нет. Дайте клиенту возможность заморочиться, пусть он подумает. Вы же закрылись в куполе, он не знает, что с вами. Может, вы умерли от голода, убежали, вас свалили дешевые наркотики. Заказчик же не понимает как вы работаете. Поэтому звоните и поддерживайте профессиональное общение. Это хорошо.

Следующим гостем проекта станет Владислав Деревянных, который приедет в Саратов 25 октября.

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook