Дневник «СарСтрада»

Опубликовано 12 сентября 2014 в 18:00
0 0 0 0 0

Доброго дня! TSR собрал все необходимое и готов вести свою хронологию страданий, мелодрам и просто человеческих историй. В Доме кино уже собираются зрители, но пока что все ждут председателя жюри — он мчится из аэропорта.

IMG_7545.JPG

IMG_7546.JPG
Первый фильм, «Абонент временно недоступен» Армана Ерицяна, выбран неслучайно. Конкурсную программу решили начать с истории о гробовщике, чтобы сразу привести всех в тонус бодрящим memento mori. Философия главного героя проста: быть хорошим семьянином и хорошо делать свое дело. «Гроб есть гроб, а что ты хотел?» По словам режиссера и киноэксперта, фильм не удался, поэтому он превратился в своеобразный метафильм, лишенный драмы.

Начался второй фильм показа — «Чужак» М. Файфеля. В оригинале он называется Xenos, т. е. изгой, враг по-гречески. Парни из лагеря беженцев в Ливане пытаются выйти из этой зоны в новую, прекрасную жизнь. Философия Сократа их, увы, не вдохновляет.
IMG_7548.JPG
Хроника жизни на самом дне, без крова, вне закона изображает героев в самом мрачном свете. Зернистые, расплывчатые кадры лишь усиливают этот эффект. Фильм обрывается внезапно. В зале тишина.

Третий фильм «По образу и подобию» Никиты Тихонова-Рау рассказывает о лифтере по имени Иисус — парне с безумными глазами, который прославляет свою работу в темной шахте лифта. Кафкианский персонаж и кафкианская атмосфера выглядят зловеще, но здоровый нарратив героя сбавляет этот флер. Кадры из лифта, которые у любого вызовут клаустрофобию, перемежаются открытыми природными пространствами. Финальная эффектная нарезка кладбищенских надгробий напоминает о тех, кто уже никогда не прокатится на лифте с Иисусом.

IMG_7549.JPG

IMG_7551.JPG

Четвертый фильм первого сеанса «Земля между» Дэвида Феделе снова обращается к теме нелегальной эмиграции. Африканцы покидают родину в поисках лучшей доли в Испании, но не могут пересечь границу и вынуждены пребывать в этом миграционном лимбе: строить быт, терпеть унижения, притеснения и побои и мечтать об Испании как о Земле обетованной. Горы Гуругу на границе Марокко и Испании
становятся чистилищем, где приходится вновь и вновь проходить сквозь испытания. Каждый повторяет свою историю по несколько раз в надежде закрепить ее во времени и, вместе с тем, напомнить себе и другим о Цели. Пока что самый длинный фильм программы — почти 80 мин, но аудитория внимает. Уходят немногие.

IMG_7553.JPG

IMG_7556.JPG
Только что завершился первый сеанс — на 40 мин позже запланированного. Пришло время расставлять оценки. Жюри высказываются сдержанно. «Все фильмы соответствуют определению страданий. Кинематографические свойства будем обсуждать в своем кругу».

IMG_7561.JPG

IMG_7560.JPG
Переходим ко второму сеансу сегодняшней программы. Все подзарядились кофе и чаем и готовы созерцать и сострадать. Стены Нижне-Волжской студии кинохроники вдохновляют.

IMG_7566.JPG

IMG_7565.JPG
Фильм ирландского режиссера Бриони Данн «Хранители сада» — это истории о бедуинах синайской пустыни, которые, несмотря ни на что, возделывают свой сад. Так, как завещал Вольтер в «Кандиде». Насыщенные глубинным восточным колоритом истории двух хранителей садов отчасти трогательны. Сейчас роскошные когда-то сады с миндалем, инжиром и виноградом в упадке.

IMG_7580.JPG
Бриони Данн отвечает на вопросы о своем фильме, и все мы невольно поддаемся ее очарованию. Вопросы не кончаются. Режиссер рассказала, как проект родился из серии документальных фотографий обитателей пустыни. Данн не была довольна результатом и решила сделать фильм. Не зря, ведь фото не смогло бы передать то, как травница Амария говорит: «Мята, расти, зеленей, я здесь, с тобой», а на заднем плане из-за валуна выглядывает ослик.

Южнокорейский фильм «Близкие родственники» от молодой девушки-режиссера с нелегкой судьбой — это попытка воссоздать разобщенное единство семьи. Печальные обрывочные слова на фоне многоэтажек напоминают экзистенциальное французское кино, но здесь мы наблюдаем не что иное, как классический экзистенциализм молодости. Самый правдивый и самый трагичный. Аудитория принимает фильм молча, без аплодисментов.

IMG_7586.JPG

IMG_7587.JPG
Русский фильм «Птирычка» пропитан фирменной национальной безысходностью и каким-то некомфортным привкусом безумия. Речь идет о певице Лине Мкртчян, добившейся небывалого успеха в 90-е, но пребывающей в каком-то замедленном отчаянии сейчас. Ее выступления чем-то напоминают сцены из «Двойной жизни Вероники», когда пение доводит до экстатического предела.

IMG_7590.JPG
Пришла пора понаблюдать за шахматистами. Они готовятся к играм, как безумные, и строго планируют свой день. «Обед — полчаса. Прогулка? Нет». Фильм «61-й альбом» Халиля Эфрата рассказывает о шахматном чемпионе Борисе Гельфанде, где шахматы — это судьба, жизнь и даже метод воспитания. Шахматные альбомы-дневники создают параллельную линию повествования в фильме. Этот дословный подход к «документальному» не навевает скуку, что особенно важно, ведь это последний фильм конкурсной программы сегодняшнего дня.

IMG_7592.JPG
Хотя нет, TSR погорячился. Наблюдать полтора часа за шахматными страстями — это посильнее страстей Жанны Д’Арк.

IMG_7597.JPG
Халиль Эфрат рассказывает о своем фильме. Оказывается, бюджет «61-го альбома» был не велик, хотя, заметим, выглядит профессионально. Режиссер называет фильм «mission impossible», ведь сделать кино о шахматах нескучным практически невозможно.
Зал почти опустел к концу показа. Хотя так бывает всегда.

IMG_7598.JPG
Наша трансляция завершена! Спасибо, что были с нами, и, надеемся, вам пригодилась наши наблюдения.

IMG_7601.JPG

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook