Общество

Духи, склады и паразиты. Современное искусство в Саратове — эстетический оксюморон или новая реальность?

Опубликовано 08 августа в 13:59
0 0 0 0 0

О каком современном искусстве в Саратове можно рассказать? Вот и я так думала, когда начинала писать этот текст. Но увидев видеоарт на заброшенных складах, инсталляции на старой пожарной лестнице, и посетив квартиру художника, я поняла, что Саратов дышит. Да, здесь нет единого пространства (как Винзавод или Гараж), где бы консолидировалась арт-тусовка или размещались работы современных художников. Зато здесь есть люди, развивающие искусство и делающие его доступным.

Бывшие провиантские склады Рейнеке

В последние несколько лет в Саратове стали происходить изменения в культурных и образовательных пластах жизни города. На афишах появились общедоступные лекции, экспериментальное кино, медиа-выставки и различные фестивали искусства.

Евгений Наумов, графический дизайнер, организатор выставок, кинопоказов и дизайн-площадки «Дичь» в Саратове, со-автор городских сувениров «Свиристель»

 

Я в современном искусстве абсолютный дилетант. Знаешь, здесь я всегда руководствуюсь внутренним нравится / не нравится. И именно это является главным критерием

Если мне нравится выставка, то я привожу её в город. Это намного легче, чем ехать куда-то, покупать билет, ещё в чужом городе останавливаться у знакомых. А если показ фильма организую, то я его ещё и пересмотреть могу пару раз.

Самым долгим моим проектом была мультимедийная выставка «от Монэ до Малевича», которую я привез из ARTPLAY. Я не раз слышал, как гремят подобные выставки в Москве, и решил показать её Саратову. Но не могу назвать это искусством. Формат оживших полотен, скорее всего, это популяризация искусства. Здесь нет с нуля разработанного уникального контента. А именно этот критерий, на мой взгляд, является ключевым для определения искусства.

Также в рамках проекта «Дичь» мы проводим встречи и интенсивы с известными дизайнерами, показываем фильмы . Это точно не про деньги, а скорее про пообщаться. Конечно, с площадками в Саратове беда. Надеюсь, что после появления ГЦСИ что-то изменится.

Выставка «От Монэ до Малевича» /Показ фильма «100 лет дизайна»/ Интенсив проекта «Дичь»

Саратовский филиал государственного центра современного искусства (ГЦСИ) в составе «РОСИЗО» появился в июне прошлого года на территории бывших провиантских складов Рейнеке. Архитектура и формат зданий перекликаются с московским Винзаводом. По комментариям в соцсетях можно сказать, что появление ГЦСИ — это надежда на будущие изменения в культурной жизни города.

В настоящий момент пространство ещё не реконструировано и проводить выставки или мероприятия на постоянной основе там невозможно. Помещение не оборудовано необходимой техникой и требует капитального ремонта. Но несколько однодневных событий уже с успехом прошли здесь. Кинопоказы документалок под открытым небом, арт-тест складов и фестиваль видеоарта #ВИДЕОРЕКА.

Дмитрий Андреев, директор РОСИЗО-ГЦСИ (Саратов)

Мы видим этот проект как место, куда можно будет прийти утром, посмотреть выставку, попить кофе, встретиться с друзьями, поработать в коворкинге, вечером потанцевать под диджей-сет и остаться здесь же в хостеле, чтобы утром снова посмотреть то, что не успел вчера

Мы анализировали происходящее в городе и пришли к выводу, что большое количество людей интересуются современным искусством и актуальными практиками. Поэтому мы создали цикл лекций про историю искусства и музыки. Дело в том, что любую публику нужно воспитывать и постепенно давать понять, что современное искусство — это другой взгляд на мир. В Саратове интересующихся людей больше, чем мест, которые они могут посетить. В связи с этим следующий филиал ГЦСИ открылся здесь.

Спустя всего год после открытия на #ВИДЕОРЕКЕ мы принимали французскую художницу Анн-Шарлот Финель. Увидев пространство, которое мы ей предложили, она полностью изменила концепцию экспозиции и сделала работу по-настоящему аутентичной. Мы даже изготовили для её работ стену из тулупов. Получилось интересно.

По формату и архитектуре зданий будущий филиал ГЦСИ будет похож на московский Винзавод. В данный момент мы проводим конкурс среди молодых дизайнеров и архитекторов до 35 лет на лучший проект для будущего облика городского арт-пространства.

Склады Рейнеке

Я поднимаюсь на 4 этаж старой хрущевки. За дверью номер 86 меня уже ждет саратовский художник Александр Гнутов. Он широко известен как неототемист, язычник и маг. В квартире со мной здоровается молодая девушка с короткой стрижкой. Она представляется Машей, отворачивается и продолжает работать над коллажами в левом углу комнаты. Выставка её работ, совместно с другой начинающей художницей Златой Улитиной, недавно открылась в Саратове.

Александр Гнутов, просто облачко

Искусство умерло, когда стало пояснять себя. Настоящее искусство должно восхищать. Красота не требует пояснения

Искусство-это игра. Моё творчество- это путешествие в необъятный славянский космос. Духи предков и фольклор вдохновляют меня . Сегодня люди потеряли связь с природой. Их головы заняты капиталом и политикой. Я ещё в детстве осознал всю пошлость окружающей среды и сбежал в свою сказку.

Современного искусства вообще нет. Тем более в Саратове.

Когда мы думали над следующим проектом в музее Павла Кузнецова, то решили что нужно разбавить старые имена чем-то свежим. Мы взяли двух талантливых девочек и сделали их выставку. С одной из них я сейчас создаю совместную серию произведений.

Злата Улитина/ Александр Гнутов и Мария Сенотова/ Мария Сенотова

Мария Сенотова

« Я считаю, что современного искусства нет. Это пустыня. В будущем я не хочу поступать в художественный ВУЗ. Зачем встраиваться в систему, которая все равно не работает?» — говорит девушка.

«Маня права. Давайте посмотрим на среднестатистического западного художника. Это человек, делающий откровенную херню с заумным видом. Он окружил себя десятком специалистов, для пущей убедительности. Разве это искусство?»

Более концептуальный взгляд на искусство у галереи «ИМХО» в Саратове.

3 лестничных проёма пожарного выхода в здании работников искусств. Уход от привычной формы музейных коридоров? Скорее безвыходность положения. Трое художников (Алексей Трубецков, Алина Белоусова, Анастасия Колесникова) 4 года назад решили собственными силами организовать первую и пока единственную галерею современного искусства в Саратове «ИМХО». Концепция названия завязана на том, что каждая работа, представленная на выставке, сопровождается экспликацией, начинающейся со слов ИМХО. На идею создания их вдохновила питерская галерея «Паразит».
«Они, как и мы, «паразитируют» в коридоре здания выставочного центра «Борей» — говорит одна из основателей галереи Алина Белоусова.

Алина Белоусова, современный художник, основатель галереи «ИМХО», проекта «DIGITALINA»

Если самоорганизация превращается в институцию, то попадает в ад, а если исчезает, то в рай

Поскольку мы живем здесь как в коммунальной квартире, у нас назрела «ЖКХ» выставка. Именно её мы проводили совместно с «Домом грузчика» в Перми. Помимо этой экспозиции, мы организовывали еще 7 выставок в Саратове. Вообще стараемся часто посещать различные галереи и заводить новые знакомства.

В одной из галлерей мы впервые встретились с Татьяной Доспеховой. По профессии она психолог и позже приезжала к нам со своим перформансом. Две девушки разрезали на лоскутки вещи, с которыми у них были связаны негативные воспоминания и, проговаривая все неудачи вслух, вязали перед зрителем пуфик из этих ленточек. Такая психологическая переработка проблем.

Алексей Трубецков/ Галерея ИМХО/Евгений Крючков

В настоящее время в галерее представлена выставка «Кого ты лечишь?» Тема медицины переосмыслена в работах молодых авторов. На стене в коридоре силуэты цепочки людей, ждущих своей очереди на приём к врачу. В лестничном пролете парят врачебные халаты и смирительные рубашки. По стенам расползаются фонендоскопы, а старые перила аккуратно загипсованы в местах «перелома».

«Эта галлерея изначально не коммерческая. Мы понимали, что если не сделаем площадку, то художники либо будут дальше рисовать в стол, либо уезжать. Если проект становится коммерческим — мышление сразу перестраивается. Ты начинаешь думать о деньгах, о сметах. Ты начинаешь делать уже не так, как сделал бы раньше. Ты становишься несвободным» — рассказывает Алина.

Саратов давно считается одним из городов — синонимов запустения и провинциальности в России. Столичные жители часто путают этот город с Самарой. В нашем кинематографе он является местом, откуда все уезжают «покорять Москву» . Саратов — это своеобразный культурный феномен в сознании российского народа. Но сегодня ясно ощущается, что все общепринятые ярлыки больше не находят себе подтверждения. Здесь живут люди, которые насыщают город, не дают ему умереть. Они помогают децентрализовать культурную ситуацию в стране, где ещё несколько лет назад всё замыкалось кольцом МКАД.

Подготовила Диана Листопад

0 0 0 0 0


Вконтакте
facebook