Город

«Фарфор французских королей» в Радищевском музее. Что посмотреть на выставке?

Опубликовано 17 ноября в 13:13
0 0 0 0 0

16 ноября в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева открылась выставка «Фарфор французских королей. Севрская королевская мануфактура и частные заводы Парижа XVIII – XIX веков». Эта выставка — продолжение проекта, посвящённого искусству и традициям керамического производства в различных странах. В экспозиции представлено более ста произведений декоративно-прикладного искусства Франции из собрания Радищевского музея. И сегодня сотрудники музея подробно об этом рассказывают. 

Основу коллекции французской керамики заложил Алексей Петрович Боголюбов, принеся в дар музею в числе других произведений прикладного искусства несколько фарфоровых изделий. В 1928 году собрание значительно пополнилось предметами из Государственного музейного фонда. Замечательные образцы столовой и десертной посуды, несколько бисквитных скульптур поступили в музей в 1970 году по завещанию врача Ольги Александровны Гордеевой, Почётного гражданина Саратова.

В настоящее время в коллекции музея находится более 200 предметов керамики Франции, выполненных из различных материалов – мягкого и твёрдого фарфора, бисквита, фаянса. Ценнейшей частью этой коллекции, бесспорно, является фарфор, производившийся на Севрском заводе.

Севр сыграл решающую роль в технологическом и художественном развитии европейского фарфора. Первоначально производство было налажено в Венсенне (1738). С 1745 года маркиза де Помпадур, заинтересовавшаяся новым материалом, сумела увлечь им и короля Людовика XV. С этого времени на обороте фарфоровых изделий появляется монограмма монарха: две буквы «LL», нанесённые голубым цветом. Людовик XV, желая переместить завод поближе к Версалю, приобретает земли в Севре, где в 1754 году для него строится здание по проекту архитектора Линде. С 1759 Севрская мануфактура становится королевской собственностью.

В отличие от других заводов Европы и России, выпускавших изделия из твёрдого фарфора, Севр до конца XVIII века работал с особой массой – «pâte tendre» – мягким фарфором. От твёрдого фарфора его отличает полное отсутствие каолина (белой глины). Мягкий фарфор пластичен, роспись по его глазури даёт яркий, чистый цвет. Благодаря этому отличительной чертой, «маркой» Севрского мягкого фарфора становятся цветные фоны: синий, розовый, фиолетовый. Особенно знаменита бирюзовая фоновая краска.

Самые ранние вещи севрского фарфора, представленные на выставке – это набор для мороженого, исполненный в конце 1750-х в изящном стиле рококо. Украшенный популярным мотивом того времени из бирюзовых переплетающихся лент, набор, видимо, был частью большого сервиза, включавшего около тысячи предметов.

Увлечение Востоком привело в XVIII веке к тому, что европейские мастера стали делать вещи в «китайском стиле», получившем название «шинуазри». На изделиях Севрской мануфактуры появились сценки из жизни китайцев на фоне восточных пейзажей, архитектуры, диковинных растений. Роспись в стиле «шинуазри» исполнялась, например, как имитация китайских лаков – по чёрному фону золотом и серебром (позднее платиной). Такой способ декорирования применён на тарелке из десертного сервиза и чашке с блюдцем, исполненных в 1790-е годы.

В последней трети XVIII века параллельно с изысканным стилем рококо в декоративно-прикладном искусстве развивается стиль Людовика XVI – классицизм. Появляются другие приёмы росписи: линии становится более спокойными, орнаменты симметричными, фон всё чаще оставляют белым. Формы приобретают более строгие очертания. К этому периоду относятся экспонируемые тарелки из сервизов «Арабесковый» и «Сад».

При Наполеоне I классицизм довольно быстро и естественно сменяется родственным, но совершенно иным по духу стилем ампир. Новый стиль нёс идею утверждения императорского величия. Фарфоровые изделия часто украшала историческая живопись, посвящённая наполеоновским победам. К наиболее эффектным произведениям Севрской мануфактуры эпохи Наполеона, представленным на выставке, относятся декоративные тарелки с батальными сценами с живописных полотен А.-Ж. Гро и О. Верне, а также с портретами сестры Наполеона Полины Бонапарт и его приёмной дочери, королевы Голландии Гортензии де Богарне.

Одной из ярких страниц в истории Севра является фарфоровая пластика. Для производства небольших скульптур использовали бисквит (от фр. «biscuit» – сухарь) – не покрытый глазурью белый фарфор. На выставке представлен ряд предметов из этого материала, выполненных по моделям известных скульпторов XVIII века Феликса Леконта и Луи-Симона Буазо (бюсты Марии-Антуанетты, Екатерины II, Павла I, Марии Фёдоровны).

Значительный интерес в собрании Радищевского музея представляют изделия частных фарфоровых предприятий Парижа. Каждое из них отличалось собственным почерком, а старейшие были основаны в последней трети XVIII века. Парижские производства вошли в историю под именами своих основателей, покровителей или по своим адресам. На выставке показаны изделия фабрики Даготи, фабрики братьев Дарт, предприятия Диля и Герара (фабрика герцога Ангулемского), мануфактуры Лефевра (под покровительством герцога Орлеанского), фабрик Наста и Шольхера, а также с произведениями парижских живописных мастерских: Аллей-Лебона, Дероша и Фёйе.

Предметы, собранные на выставке, позволяют проследить историю французского фарфорового производства практически с первых лет работы Севрской королевской мануфактуры и до конца XIX века. Многие из них экспонируются впервые. Часы золочёной бронзы, шпалеры XVII – XVIII веков, выполненные в мастерских Обюссона, предметы мебели и зеркала французских и венецианских мастеров гармонично дополняют экспозицию выставки и расширяют представление о французском декоративно-прикладном искусстве.

Текст: Виктория Петрова, Анна Довгаленко

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook