Общество

Гид по современному искусству

Опубликовано 09 августа в 12:54
0 0 0 0 0

Давайте по порядку. Искусство бывает классическим и современным, правильно? Нет, не правильно. Классикой может стать любое произведение искусства прошлого, актуальное в наши дни.  Это может быть и эпос Гомера,созданный до н.э. и картины Уорхола, которым нет ещё и ста лет.

Вообще искусство условно делится на три группы: пространственные (пластические), временные (динамические) и пространственно-временные виды искусства. Отличаются они способом материального воплощения. Если к первому относятся изобразительное творчество,архитектура и фотография, то ко второму искусство,раскрывающееся во времени — литература и музыка. Театр, кино и танец это синтетические или пространственно-временные виды искусства.

Окей, но я так и не понял, искусство делится на классическое и современное?

На классическое, современное, первобытное, традиционное, античное, искусство эпохи возрождения и пр. Для каждого времени характерна своя классификация. Категории классического и современного преходящи и не являются единственно возможными.

Например, Стендаль в XIX веке в трактате «Расин и Шекспир» называл и Расина и Шекспира романтиками. И нет, это не от бедноты знаний о театре. Романтизм для Стендаля — это «искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение».

Понимаете, да?

То есть романтик — это современник. За неимением другого термина Стендаль создал такую классификацию.

Хорошо, а что с современным искусством?

«Современным» принято называть послевоенное или искусство второй половины XX века. Здесь стоит провести параллель с трактатом Стендаля. Многие исследователи искусства ищут для современных практик новое обозначение, считая существующие названия неполными и плоскими. Отказываясь от описания художественной действительности привычными терминами, теоретики призывают к формулировке актуальных понятий, соответствующих состоянию современного искусства.

Сам термин contemporary art или актуальное искусство появился лишь в 90-х годах прошлого столетия. Он включает в себя все современные художественные практики : изобразительное искусство,паблик-арт, перформансы, инсталляции, реди-мейды, акционизм, хэппининг, медиаискусство и ещё очень много форм.

Лучо Фонтана

Ой, современное искусство такое непонятное!

После Второй Мировой Войны художники искали новые пути и формы осмысления искусства. Что есть творчество? Это само произведение, процесс его создания или художник? Происходит дематериализация искусства. Настоящий пик популярности переживают перформансы и хеппининги.

Художник пытается осмыслить пространство вокруг и найти свое место в нем.

Например, знаменитый художественный опыт Марины Абрамович «Ритм 0» в 1974 году. Художница поместила себя в пространство со множеством различных вещей, среди которых также были колюще-режущие предметы и пистолет с одной пулей. Абрамович стояла неподвижно и каждый из зрителей мог с помощью любой вещи взаимодействовать с телом художницы. Посетители могли погладить, ударить, порезать или даже убить Марину Абрамович. Цель перформанса состояла в исследовании границ искусства и человеческой свободы.

Искусство бросает вызов прежним границам. Теперь рука художника, прикоснувшаяся к привычному нам предмету, делает его неповторимым произведением искусства.
Так в 1993 году британский художник Дэмиен Хёрст продаст акулу в формалине за 12 миллионов долларов. “Физическая невозможность смерти в сознании живущего” — это полное название произведения искусства, созданного Хёрстом и положившего начало серии “Естественная история” . В этот цикл позже войдут и другие животные, помещенные в формалин.

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего»

Почему современное искусство такое дорогое?

Это мало кто понимает.

И всё же?

Высокие цены на произведения искусства — это одна из главных причин его популярности. Для многих это предмет роскоши и символ достатка.  Когда у вас уже есть три виллы и несколько самолетов, что вам еще нужно? Разумеется, искусство тоже обогащает.  Современное искусство кажется надежным вложением.  Подтверждением этого стал экономический кризис 2008 года. В тот период произведения искусства ничуть не потеряли в цене и лишь утвердили статус удачной инвестиции.

То есть значимость искусства напрямую связана с его стоимостью?

Безусловно, нет. Работы таких художников, как Матисса, Монэ или Мунк будут стоить в разы дороже, чем работы ныне живущих творцов лишь по одной причине — авторы мертвы. Они больше не нарисуют ещё один «Крик» или «Танец». Сегодня аукционная лихорадка идёт на спад и для самого художника важнее отзывы критиков и выставки в музеях, чем сиюминутная слава и свалившиеся деньги.

Все мы знаем историю с картинами Ван Гога , которые он безуспешно пытался продавать через друзей и знакомых за символическую плату. Но несмотря на отсутствие признания, Ван Гог не отказался от своих идей и продолжал рисовать до конца жизни. Сейчас его картины — это шедевр и сегодня никто не может усомниться в их культурной ценности.

Каждому малоизвестному художнику хочется верить, что его судьба повторит судьбу Ван Гога.

Хорошо, я хочу понимать современное искусство. С чего начать?

Во-первых, нужно отбросить все предубеждения на его счёт. Все.

Во-вторых, перестаньте бояться и говорить, что вы ничего не понимаете.

Да, современное искусство зачастую провокационно, метафористично, имеет множество аллюзий и подразумевает определенный бэкграунд у зрителя. Но это искусство и ,как любое другое художественное отражение мира, разговаривает со зрителем напрямую.

Зачастую на выставках современного искусства есть презентационный текст, соединяющий воедино и описывающий художественную концепцию всего пространства. Его прочтение задает вектор мысли зрителя.

Работы художников также сопровождаются экспликациями. Да, может и совсем размытыми , вроде «фантазий на тему далекого будущего и неясного настоящего» или «художественный прием как степень духовного самопостижения», но всё же экспликациями.

Трейси Эмин «Моя кровать»

Если я буду читать брошюры и экспликации, то всё пойму?

Современное искусство вообще достаточно сложно понять. Оно взаимодействует с человеком на интуитивном, подсознательном уровне. Оно более концептуально, чем любое другое ранее созданное искусство.

Стоит вспомнить известный реди-мейд Марселя Дюшана в 1917. Помещенный в выставочное пространство перевернутый писсуар и остроумно именуемый фонтаном стал стартом концептуального искусства.

Что делает произведение искусства искусством? Пространство, в которое помещен предмет? Новое значение, привнесенное в объект? Чем дальше идет развитие современных художественных практик, тем больше вопросов они задают.

Сам Дюшан повторял свою работу 8 раз. Несмотря на его слова «я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством», его писсуар был признан самым великим произведением XX века.

Ладно, хочу попробовать новый экспириенс. С чего начать?

Могу посоветовать изучить несколько работ «Новых диких». Это течение немецкого постмодернизма, базирующегося на цвете, экспрессии, многообразии формы. В общем, гляньте.

Также обязательно послушайте Кейджовское «4:33» . Всмотритесь в работы Поллока, Кунса, Лучо Фонтана и Аллана Капроу.

А дальше погружайтесь в мир искусство с помощью десятков перекрестных ссылок и комментов. Приятного путешествия!

Подготовила Диана Листопад 

0 0 0 0 0


Вконтакте
facebook