Город

Город в простынях

Опубликовано 29 июля 2014 в 15:30
0 0 0 0 0

Иногда дизайн бывает лишним. Сейчас сложно сделать уличную фотографию общего плана, не вляпавшись в графический мусор. Серые кадры старого Саратова, на самом деле несут в себе безвозвратно утерянное представление о городе чистого восприятия, одного из уголков этого мира. Где каждый прохожий был хозяином своего взгляда, который глубоко дышал пространством улиц и проспектов.

Фото с сайта "Старый Саратов"

Фото с сайта «Старый Саратов»

Мы снова говорим о наших визуальных врагах – биллбордах и брендмауэрах. Их задача, как и задача любого рекламного носителя, проста – привлечь внимание, инициировать желание. Внимание, биллборды, казалось бы, должны привлекать своим масштабом. Весь город (и не только Саратов, кстати) устелен тканевыми полотнами размером три на шесть метров, на которых формулируются самые изощренные фантазии PR-менеджеров и директоров маркетинговых отделов. Через каждый квартал нам встречаются стальные конструкции-флаги, на которых гордо висит очередной «креатив» столичного или (что страшнее) местного производства.

Брендмауэр – это фантазии, возведенные в степень Колосса Родосского. Они располагаются на фасадах зданий или их торцах и могут достигать в высоту этажей десять. Животное особенное, так как его хищные методы на удивление агрессивны – просто вбить свою картинку тебе в мозг.

Но, ближе к дизайну. Наиболее сносны, по своей графической формуле столичные билборды, под которых «затачивался» брендбук (руководство по использованию фирменного стиля) и в которых каждая деталь просчитана до миллиметра. Вечная классика – реклама автомобилей, похожая друг на друга как сиамские близнецы. Да и что нужно от подобного макета? Показать машину и сказать, что это — ваша мечта. С типографикой, как правило, все хорошо. Лого присутствует. Адреса тоже. Все.

Отдельная тема – социальная реклама. Ее в России вообще плохо умеют делать. Как-то у нас принято считать, что социалка – это давление на жалость: «Ну не кури, пожалуйста!». Или призыв к самоанализу: «Если ты выпьешь перед тем, как сесть в машину, то ты испортишь себе пятничный вечер». Хотя, если говорить о задачах социальной рекламы (и деньгах, которые на нее тратятся, что со своей стороны должно оправдывать ее выпуск), то они стягиваются в один манифест – если ты сделаешь это – кто-то погибнет.

Социальная реклама

Не пристегнешься – ты умрешь. Не притормозишь перед переходом – ты убьешь. Будешь много пить или курить – ты снова умрешь. И, скорее всего, мучительно. Только такая цель может оправдывать такие средства. Поверьте, это тоже можно нарисовать красиво, грамотно и эффективно.

Особенно вызывает недоумение биллборды из истерической по своей пунктуации серии «ВСЕ РАВНО?!». Красивый леттеринг, буквы приятно написаны: «Доверие», «Любовь». И без подписи это может выглядеть как приятная выставка неплохого каллиграфа. Но приставленная фраза «расскажите вашим детям» рушит все.

Дизайн городской среды

Пример социальной рекламы в Саратове

Во-первых, дети много умнее взрослых. Они и без тебя (кто бы ты там ни был) знают, кому доверять, а кого обманывать. Они и без тебя знают, что любить нужно маму, потому что папа за двойку выпорет. Или папу, потому что мама будет проверять помытые тарелки и нажалуется папе. А меняется любовь каждый день. У всех. Все это, казалось бы смешно. Но самом деле, если представить себе всю бессмысленность этой всероссийской (!) серии рекламы, хочется выть. От жалости. К себе.

Провинциальная реклама на биллбордах кипит страстями. Рассматривая очередное бодрое творение местного разлива, я четко представляю себе переговоры менеджера (клиента) и дизайнера:

– Нам бы хотелось выделить логотип на этом пестром фоне…

– Хорошо, я поставлю его в матовом свечении. Или может быть обводку?

– Иван Кириллович хотел бы поставить фотографию Дмитрия Даниловича – его ВСЕ знают в городе – от общественности будет реакция.

– Конечно, сейчас я приеду и сфотографирую его.

Но реакции от общественности не будет. Эта, по истине драматургическая составляющая творческого процесса как нельзя кстати показывает всю провинциальную ментальность обеих сторон. В процессе создания полотна царствует вкусовщина, которая убивает любые попытки разместить на столь широком пространстве лаконичную и легкую как перо цесарки мысль – вам это надо. Купите.

Помните в фильме Ани Меликян «Русалка», главная героиня вырезает из брэндмауэра, который закрывал весь фасад их дома, огромное окно на свободу? Вот она – адаптация к материальному воплощению рекламного мифа. Всем бы так.

Дизайн городской среды

А одно время, рядом с остановками, на баннере можно было увидеть синего слона. Просто слона. Не знаю, что это, но я за такие баннеры.

А теперь об эффективности. На кого, по сути, работают биллборды? Современный человек, уже давно перестал смотреть выше своего роста. Его взгляд за годы практики научился фильтровать подобных титанов. Водители стараются следить за дорогой, пешеходы, задумчиво глядят себе на ботинки, пытаясь просчитать семейный бюджет. Как часто вы сами поднимаете голову и смотрите на баннеры? Вот и получается, что каждый сантиметр сетчатой баннерной ткани лишь веселит ветер, гуляющий на высоте пяти метров.

Помните, моделированную панораму города у памятника Чернышевского? Ах, как давно эта модель уплыла от реальности на своих стеклянных волнах. Где гигантские буквы банков на жилых зданиях? Где баннеры, биллборды и брендмауэры во весь фасад? Я за реалистичность.

 

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook