Город

Городской спас: проблемы саратовского дизайна

Опубликовано 04 ноября 2014 в 19:52
0 0 0 0 0

Вы можете не задумываться об этом, но дизайн окружает нас везде и всегда. Нет такой сферы жизнедеятельности, где бы он ни применялся. После распада СССР трепетное отношение к труду и профессии сменилось торжеством быстрых денег и легких возможностей. Городское пространство перестало быть местом жизни и быстро превратилось в бесконечную рекламную свалку, от которой никуда не деться. Предметы промышленного производства, архитектура и городская навигация перестали радовать глаз. TSR спросил саратовских дизайнеров, почему экстерьер города не меняется в лучшую сторону и каких качеств не хватает профессионалам.

Сергей Соловьев, совладелец, арт-директор бюро визуальных коммуникаций «HEYLOOK!»
За мой более чем 10-летний опыт работы дизайнером и арт-директором в крупных столичных компаниях, создавая творческие отделы и проводя собеседования с соискателями, я не раз сталкивался с узостью профессионального кругозора, отсутствием элементарной самокритики и самоиронии, непониманием стоящих перед дизайнером задач. Если сложить вышесказанное и умножить на физическую удаленность Саратова от центра культурной жизни и отсутствие сильной дизайнерской школы, базирующейся на актуальных аспектах современного дизайна, то портрет типичного саратовского дизайнера рисуется не самый привлекательный.

3fIzBzxVaqs

В повседневной жизни Саратова хороший эффективный дизайн почти не виден. Вывески магазинов, рекламные баннеры, афиши образуют настоящую выставку визуального мусора и выдают отсутствие профессиональной компетенции авторов этих творений. А о сайтах многих саратовских компаний мне даже вспоминать не хочется. Такая ситуация связана в первую очередь не с отсутствием здесь людей с тонким чувством стиля, а скорее с отсутствием благоприятной социально-экономической базы. IMnPI8tA0zM

Ведь очевидно, что дизайн не может быть выше визуальной грамотности населения. А о какой визуальной грамотности можно говорить в условиях тотально захламленного города? Обветшалые, много лет не тронутые ремонтом памятники архитектуры в центре, по многу дней гниющие мусорные баки в спальных районах, рваные куски воспоминаний об асфальте на тротуаре. Все это вызывает привыкание у людей. В какой-то момент мусор становится привычным, будто так было всегда и всегда так будет. Возникает безразличие к визуальной среде обитания. И в частности, безразличие к дизайну. И вот результат – рекламные проспекты начинают в буквальном смысле визуально шуметь, перекрикивать друг друга, в стремлении докричаться до потребителей о новых скидках на то или это. Значимость дизайна в такой среде обитания стремится к нулю. А плохо мотивированные и малокомпетентные дизайнеры отвечают взаимностью и удовлетворяют такое безразличие своими незатейливыми работами. Круг замыкается.

EDYHJtWCHnk
Как человек влюбленный в свою профессию и при этом не равнодушный не только к истории, но и к будущему своего города, я не хочу оставаться в стороне от возможности изменять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. Поэтому я и мои партнеры по бюро визуальных коммуникаций «HEYLOOK!» всегда открыты конструктивным предложениям со стороны городских властей или коммерческих организаций об участии в проектах направленных на улучшение визуальной среды обитания. Сейчас мы готовим цикл лекций о визуальных коммуникациях как для практикующих дизайнеров заинтересованных в профессиональном развитии, так и для тех, кто только планирует в будущем связать свою жизнь с этой прекрасной и нужной профессией.

Ярослав Кирсанов, дизайнер
В Саратове не хватает деятельных людей, всем лень напрягаться. Например, до проекта «Багаж» людям было абсолютно плевать на то, куда развиваться дизайнерам. На единственной презентации фильма по современному русскому дизайну в зале сидело 5 человек. То есть в городе именно столько людей, которым это важно. Политех и худучилище не шибко следят за тенденциями, а саратовским заказчикам лень давать деньги за работу. Они не любят платить и тем более вносить предоплату, но их гонор и самомнение зашкаливает, копеечные проекты согласовывают по году. Поэтому нормальные дизайнеры стараются не работать с местными заказчиками.

geek
Из-за того, что многие варятся в собственном соку (максимум в интернете что-то обсуждают), нет тенденции поднятия дизайна на новый уровень. И мы до сих пор имеем ужасные баннеры, адовые афиши и исковерканные баянистые шрифты. Да и индустрия рекламная в городе не заточена на реализацию коммерческих целей эстетическими средствами. Получил деньги – сделал на *******. Давайте лучше тысячный раз напечатаем котиков на кружках и повесим очередную рекламу натяжных потолков 6 на 3.

frnds2

Про среднего дизайнера сложно сказать, так как общаются люди в основном возрастными кругами. Я бы выделил начинающих студентов ВУЗов (кто «помоднее» и посамоувереннее организовывают «студии», кто поскромнее впахивают за гроши в наших безысходных рекламных агентствах или фрилансит), опытных людей по 25 — 30 лет, которые работают в крупных конторах или удаленно, и старое поколение (35+).

труд_правки

Как таковой конкуренции практически нет, те, кто в профессии не один год, знают друг друга в лицо, периодически встречаются на местных или выездных мероприятиях вроде «Багажа» или «404» (IT-фестиваль проходящий в Самаре – прим. ред.). Сообщество, безусловно, есть, но не настолько активное, как, скажем, в столицах или Екатеринбурге. Думаю, было бы круто создать Саратову крутую айдентику, собственный I’M SIBERIAN. Не хватает уровня культуры общения заказчик — клиент и визуальной культуры в целом.

Сергей Ананьев, Директор студии «Пара Пикселей«
Средний саратовский дизайнер – это человек с опытом двух лет, который отучился на курсах дизайна, у него мало опыта, но он уверен, что уже все может. С такими людьми я сталкивался очень много. Более взрослые поколения, которые уже состоялись как дизайнеры, занимаются в основном полиграфией, веб-дизайнеров в Саратове не очень много.
В городе нет никаких дизайнерских сообществ, нет ни одной тематической группы, общей площадки, социальной сети. Люди практически не знают друг друга, не общаются и не могут делиться наработанным опытом. Возможно, я бы хотел заняться объединением саратовских дизайнеров, чтобы передавать опыт своим коллегам и друзьям.
Недавно пришлось воспользоваться сервисом Bla Bla Car, очень крутой сервис, работает классно, но в плане сайта мобильных приложений далеко не все очень хорошо, доступно и красиво. Была идея помочь этому сервису, в плане внешней оболочки. Это проект, с которым я хотел бы поработать.

122
У меня тоже был такой период, когда мне казалось, что я выучился как дизайнер, достиг хорошего уровня, мог зарабатывать какие-то деньги, думал, зачем мне развиваться – и так все хорошо. На самом деле это сильное заблуждение, которое все больше распространяется в регионах, в Москве и Петербурге с этим делом все обстоит гораздо лучше. Там планка гораздо выше и количество дизайнеров превосходит количество дизайнеров в регионах. Поэтому там большая конкуренция. В Саратове я не ощущаю конкуренции, нет сильного демпинга, может, я с этим не сталкивался.

Мокап
В Саратове и в других регионах меньше дизайнеров, они равняются друг на друга, и общий уровень трудно поднять. При достижении определённых успехов, они останавливаются на этом, понимая, что для Саратова это хорошо. Как с этим бороться – дело каждого дизайнера. Не стоит останавливаться, надо развиваться постоянно, только тогда будут достигаться какие-то успехи. При условии, что каждый год, если не чаще, появляются новые тренды, возможности, инструменты, их тоже нужно постоянно изучать, чтобы не устаревать в этой нише, постоянно держаться в каком-то ТОПе.

МойПревьювер6
Самая большая беда – это выход из зоны комфорта, каждый дизайнер боится комментариев. Работа дизайнера – это его детище, если его начинают сильно критиковать, это подрывает. Тут нужно воспитывать здоровую критику, конкуренцию: чтобы не было за глаза негативных комментариев, чтобы была критика, с помощью которой люди бы учились.
Некомпетентность наших заказчиков-бизнесменов в плане дизайна происходит из того, что они выросли на плохой рекламе, и видят только плохую рекламу. У них очень специфический вкус, им надо показывать, как действительно хорошо, как сейчас делают в Москве или за границей. Заказчики, которые заказывают любой дизайн, – они некомпетентны, они и не должны быть компетентны, в этом вопросе должны быть компетентны дизайнеры. Что не менее важно: каждый дизайнер должен быть в определенной мере психологом. Если дизайнер не сможет нормально преподнести свою работу как качественный продукт, объяснить, почему это сделано так и как это будет в дальнейшем работать, скорее всего, он получит негативный отзыв со стороны заказчика. Если же дизайнер сможет все правильно разложить по полочкам и донести клиенту информацию так, как она будет работать, то в большинстве случаев клиенты соглашаются с мнением дизайнеров и начинают им доверять. Саратовские дизайнеры мало опыта в этом имеют, потому что, как правило, они работают в сети и общаются там же. На реальной встрече с заказчиком они начинают сильно плыть. И, соответственно, клиент не видит в нем профессионала, а видит человека, который хотел заработать денег. И самое плохое – заказчик не признает точку зрения дизайнера, потому что не видит в дизайнере профессионала.

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook