Город

Граффити-лодка разбилась о быт

Опубликовано 03 июля 2014 в 21:50
0 0 0 0 0

Наступает самый разгар лета, но это не повод прекращать самообразование и пропускать занятия в Летней школы дизайна дневного клуба «Дружба». В эту среду состоялась вторая лекция Олега Зябкина, саратовского граффити-художника и основателя первой в городе граффити-школы. На предыдущей речь шла о ключевых понятиях граффити и стрит-арта и их разграничении. В этот раз акцент был смещен на визуальную составляющую уличного искусства, т. е. на проявление граффити культуры и стрит-арта в публичном и личном просранствах. 

Быт и граффити, на первый взгляд, прекрасно уживаются вместе. Граффити и стрит-арт востребованы не только отдельными лицами, но и компаниями: ЖКХ, ТСЖ, городскими властями и даже политическми движениями. Преимущество граффити-культуры в том, что она инертна, в ней нет каких-то конкретных законов, и это позволяет трансформировать, видоизменять объекты любым способом, выбирать самые различные цвета и формы. Инструментарий современного граффити-художника тоже этому способствует — сегодня реализовать можно все, что угодно: от Губки Боба до обширного пейзажа.

IMG_1407_

Олег Зябкин выделяет несколько основных категорий публичного и личного пространства, где приживается граффити: дом и придомовая территория, уличные объекты, транспорт, офис, рестораны и спортзалы.

Французская гостиница, оформленная граффити лишь наполовину. Для контраста.

Французская гостиница, оформленная граффити лишь наполовину. Для контраста.

Уличные объекты, придомовая территория

Граффити-культура может сразу же встретить нас за порогом дома. Наиболее актуальный в России, особенно в ее крупных городах, формат бытового граффити — это переоформление трансформаторных будок. Для этого не нужно много средств, проект реализуется быстро и достаточно легко. Чаще всего художники изображают пейзажи, потому что этот прием расширяет пространство. Другие ценные объекты — это мусорные баки и водоразборные колонки (их в Саратове около сотни). Красивый мусорный бак или расписная колонка не только влияет на городскую среду, но и превращает банальный ритуал во что-то осмысленное и приятное. Вы уже не просто выбрасываете пакет или набираете воду. С колонками в городе особенно непросто — их трудно найти, и об их существований мало кто знает, настолько они сливаются с серыми пейзажами Саратова. Олег Зябкин с другими художниками решили дать им вторую жизнь, названия, и люди отреагировали на это исключительно положительно.

Мусорные контейнеры от Джин Финли

Мусорные контейнеры от Джин Финли

 

Другой объект, который легко поддается трансформации, это канализационные люки, но рисунки на них быстро стираются, да и внимание на люки обращают нечасто.

Граффити часто ассоциируют с переходами. И в данном случае Олег косвенно подчеркивает, что граффити граффити рознь. Так непродумаманный тэггинг переходов прекрасно гармонирует с другими их атрибутами — грзью, бутылками, пацанами на корточках. Красивое граффити способно облагородить такое место, запустить процесс джентрификации. А сегодняшняя мобильность граффити-художников позволяет раскрасить большое пространство за короткое время. Достаточный срок — от двух дней до недели. Нормальное освещение, минимальная охрана — и вот облагороженная зона надолго сохраняет свой презентабельный вид.

Элементы оформления подземного перехода в Риге, где отдельные участки оформляли разные художники

Элементы оформления подземного перехода в Риге, где отдельные участки оформляли разные художники

Городская среда была бы совершенно иной, если бы все упомянутые выше объекты были расписаны, трансформированы художниками: в каждом дворе была бы будка со своим рисунком, в каждом подъезде – свой цвет, свои формы, у каждого мусорного бака — свой принт, оклейка плакатом или рисунок через трафарет.

Офисы

Офисная тематика может быть совершенно разной: кто-то просто обыгрывает офисное пространство и закрашивает белые или салатовые стены рисунками, чтобы привлечь внимание сотрудников. Иногда компании брендируют свой офис, и тогда рисунок четко передает, чем занимается компания. Трансформируется и мебель, для расширения пространства используются окна нестандартного дизайна и т. д. В саратовском офисе компании Enter, к примеру, стены оформлены комиксами-рисунками в духе Роя Лихтенштейна и мини-лозунгами.

IMG_1405_ IMG_1409_

Общепит, спортзалы, учебные пространства

В оформлении баров часто можно встретить граффити-арт в различных техниках: плакаты, трафаретные рисунки, рисунки аэрозолем, рисунки в смешанной технике, когда художники работают маркерами, кистями и различными красками в баллонах. Часто рестораны используют такой прием, чтобы разрядить обстановку. Обычно расписывают туалеты, -аутсайдер-зоны для курения. И снова Олег Зябкин отмечает двойственность в восприятии граффити-культуры: если человек хочет вести себя развязно и попадает в арку, расписанную тэгами художников, разными непонятными рисунками, то разбить там бутылку  или бросить окурок проще, чем в арке, которая расписана рисунками в рамках фестиваля «Легенды Саратова».

Граффити в спортзалах и учебных заведениях рисуют, чтобы придать динамики пространству. А иногда заказчик просто хочет заполучить дух улицы к себе в дом или в офис. Ему нужен не красивый пейзаж, а именно грубое живое граффити.

Rocky Road Gym

Rocky Road Gym

Дальше лекция ушла в формат непринужденной дискуссии, где вспомнили и о граффити-карте, над которой работают в Воронеже, и о саратовских граффити-художниках. Поговорили и о примерах граффити в публичном пространстве, о том, что часто рисунки визуально приятны, но не несут никакого смысла. То есть бытовое граффити, каким бы живописным оно ни было, отделенно от подлинного граффити-искусства.  TSR записал еще несколько ключевых идей и тезисов, которые возникли в ходе беседы:

  • При сотрудничестве с одной только администрацией никогда не получилось бы организовать крупные граффити-проекты. Обязательно нужна спонсорская поддержка. Так, например, удалось состояться проекту «Легенды Саратова».
  • Интересные арт-граффити чаще прячутся в закрытых дворах, на заброшенных заводах. В город выходит меньше художников – из-за лени. Чтобы реализовать проект в городе, нужно подстраиваться, договариваться. Вот почему чаще все рисуют на заводах, фотографируют и заливают Вконтакте. Получается такое опосредованное граффити. В Саратове художественное сообщество еще растет — не только в плане технических навыков, но и в философском плане.
  • Для властей нет разницы между качественным и некачественным граффити. Любой штрих на стене в глазах властей – это граффити, а граффити – это плохо, ужасно, поэтому любые рисунки, наброски или полноценные сюжеты закрашиваются уродливой серой краской. Сейчас стали совсем люто закрашивать все.
  • Граффити-культура 2006-2008 годов была интереснее, чем сейчас, потому что каждый выжимал из себя максимум. Любой штрих был осознанным. На текущий момент в граффити много моды, спонтанных необдуманных рисунков, вдохновленных красивыми шрифтами в интернете или чужими рисунками.

На лекции в следующую среду Олег Зябкин расскажет о граффити как поп-культуре и о коммерческом граффити. Об истории граффити и о том, как из маргинальной культуры настенная живопись приобрела статус подлинного искусства можно почитать на TSR.

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook