Развлечения

Хлеб и розы

Опубликовано 05 июня 2014 в 19:50
0 0 0 0 0

Многие из нас могут не знать, но в начале двадцатого века женщины еще не обладали очевидными сейчас правами, завоеванными с течением лет. Кроме того, проблемы гендерного и экономического неравенства, а также насилия в отношении женщин сейчас чрезвычайно актуальны. К этим болезненным темам обращаются кинематографисты по всему миру. TSR посмотрел 5 фильмов, в которых, так или иначе, идет речь о дискриминации женщин и их борьбе за свои права.

Persepolis_poster_hg

Persepolis / Персеполис
Режиссер: Маржан Сатрапи
Год: 2008
Иранская девочка Маржан мечтает стать пророком, она общается с богом и верит в революцию, которая должна состояться под звуки Iron maiden. В стране нарастает недовольство режимом, готовое перерасти в открытое столкновение. Отовсюду звучат коммунистические лозунги, интеллектуалы мечтают на кухнях о счастливом будущем без монархии. К сожалению, политический климат после свержения шаха еще более ухудшается. Относительная стабильность сменяется усилением репрессий, цензурой и давлением на все сферы жизни. С приходом к власти теократических лидеров расклешенные брюки и кроссовки адидас объявляются консервативной реакцией вне закона. В особенности страдают женщины, лишенные очевидных прав и вынужденные подчинятся устаревшим религиозным догматам. Зная о чересчур не сдержанном и свободолюбивом характере своей дочери, который теперь может ей навредить, родители отправляют ее жить и учиться за границу. Там она познает первый любовный опыт, испытывает мучительный поиск собственной идентичности, разочаровывается в Европе и возвращается назад. Чтобы однажды снова покинуть родной Иран, но уже навсегда. Как говорил персонаж одного известного в интернете видео: «Живи там хорошо, не возвращайся никогда». Режиссера и художницу Маржан Сатрапи, как женщину в первую очередь волнует проблема бесправия иранских женщин. В этом смысле Персеполис предстает не только как автобиографическая история, основанная на частных жизненных обстоятельствах, но как история всех иранских женщин тех лет. Также пунктиром отмечена проблема межкультурной коммуникации, важное место отведено теме взросления и осознания себя в этом мире. Безрадостную черно-белую историю Ирана конца 70-х оживляет наличие юмора. Здесь все самые важные вещи рассказы с юмором, в духе стенд-апа. Когда чем хуже и нелепей ситуация, тем больше хочешь посмеяться над собой. Например, история с подпольной вечеринкой и нелегальным рынком рок-музыки в Тегеране. В одном интервью Маржан Сатрапи сказала: «Возможно, это не слишком пристойно, но я обожаю грязные шутки. А если они не грязные, то они и не шутки. Чувство юмора, по-моему, есть признак наличия ума. Заявляю со всей ответственностью: если у человека нет чувства юмора, он просто дурак, и если ты ко всему в нашей быстротечной жизни относишься серьезно, значит, у тебя что-то не в порядке с головой».

В основе мультфильма лежит автобиографический комикс. Всего выходило 4 части, они переведены на многие языки мира, в том числе на русский. Выход фильма вызвал критику со стороны иранских властей. Также волна недовольства прокатилась по Тунису и Сирии.

Призер Каннского фестиваля, номинация на премию Оскар.

E2XKrqxb4pE
Dayereh / Круг
Режиссер: Джафар Панахи
Год:2000
Родиться в Иране женщиной уже означает не самую лучшую долю. Как минимум нужно смириться с тем, что всю жизнь придется быть бесплатным приложением для мира мужчин. Поскольку у женщин нет права голоса, то с ними можно делать все, что угодно, например, унижать, обвинять в измене и затем сажать в тюрьму. Историю четырех незнакомых между собой иранских девушек можно рассматривать в нескольких измерениях. Это и история миллионов иранских женщин вообще, из которых складывается история современного Ирана. Это и история замкнутого круга из цензуры, репрессий и страха, в котором находятся и мужчины и женщины. Мы ничего не знаем о прошлом героинь, скорее догадываемся, что их непростая судьба не стала следствием их личного выбора. Женщины однозначно симпатизируют нам, они наделены качествами порядочных людей: добротой, преданностью, смелостью, о которой все вокруг забыли. Все они пытаются решить какие-то элементарные задачи – уехать в другой город, сделать аборт, просто жить. Но невозможно вырваться из замкнутого круга, в котором ты оказался не по своей воле. Мужчинам в фильмах Панахи тоже отводится своя роль. Зачастую они предстают как нерешительные и боязливые существа, когда женщины — всегда образец мужества терпения и достоинства.

6 наград Венецианского кинофестиваля.

kinopoisk.ru

Offside /Вне игры
Режиссер: Джафар Панахи
Год: 2006

Молодые иранские девушки отправляются на стадион, где сборная Ирана по футболу принимает в гостях Бахрейн, и от исхода встречи зависит, кто поедет на чемпионат мира. Но поскольку стадион – не место для женщин, им приходится идти на уловки, чтобы попасть туда и не быть пойманными. Главный иранский гуманист, ученик Аббаса Киоростами в свойственной ему притчевой манере, продолжает поднимать тему непростой женской судьбы в Иране. Он еще полон оптимизма и энергии, что сложная политическая ситуация может найти какое-то более менее разумное разрешение. Ведь во всех, так или иначе, есть нечто человеческое, даже в солдатах, сопровождающих девушек в тюрьму. Финал отчасти будет перекликаться с финалом фильма Круг. Всеобщая эйфория от победы сборной завершится, потухнут бенгальские огни. На мгновение разрушенный искусственный барьер между мужчинами и женщинами будет возведен вновь. Почему, вопрос для отдельного фильма.

Иранскому режиссеру нужно отдать должное, он не боится говорить о проблемах своей страны, находясь в ней и осознавая, какие последствия это может вызвать. Панахи непреклонен и в том, что касается цензуры: «Я никогда не подвергаю цензуре ни себя, не свои фильмы. Никогда никому не позволяю убрать даже один кадр. И я всегда говорил, что никогда не позволю изменить кадр. Это то, во что я верю. Если я буду подвергать себя цензуре, меняя ее, мои картины перестанут быть моими». К сожалению он уже столкнулся с травлей официальных властей. Ему запрещено снимать кино, общаться с прессой и выезжать за пределы страны в течение двадцати лет. Тем не менее, даже в таких условиях режиссер продолжает работать. В прошлом году вышел фильм «Закрытый занавес», отмеченный серебряным медведем на берлинском кинофестивале.

Серебряный Медведь берлинского кинофестиваля.

kinopoisk.ru

 

Norma Rae / Норма Рэй
Режиссер: Мартин Ритт
Год: 1979

Нелегко живется простому рабочему человеку на юге Америки. Трудно белому мужику нести свое бремя, еще тяжелее приходится афро-американцам или женщинам. Тяжелый труд за нищенскую зарплату можно компенсировать только дешевыми увеселениями в грязных забегаловках. К такой жизни все привыкли, более того привыкли радоваться своим рабским оковам. Поэтому, когда в это захолустье врывается профсоюзный лидер из столицы, никто не питает к нему доверия. Норма Рей – местная простушка и мать двоих детей, увлекается революционными идеями Рубена Варшавски. Он помогает ей вырваться из темноты незнания, а она помогает ему в организации профсоюза на предприятии.

Представить себе подобное смелое высказывание в 50-х, во времена охоты на ведьм было невозможно. Тогда был снят фильм «Соль земли», в котором рассказывалось о забастовках шахтеров, требующих реальных прав. Причем речь шла о совместной борьбе мужчин, женщин и мексиканцев. Фильм был запрещен и выходил на экраны только за рубежом, а многие его создатели уже тогда были внесены в черные списки. Другой любопытный пример кино на феминистскую тему – это фильм Ники Каро «Северная страна». Мать двоих детей бросает мужчину, который покалачивал ее и возвращается домой, там она надеятся начать новую жизнь и решает устроиться на шахту. Но работа на шахте очень тяжела, потому что социальные роли строго распределены, и мужчины очень негативно относятся к появлению женщин на шахте. Говорить о совместной борьбе за свои права не приходится, даже другие женщины с предприятия боятся заявлять о них. Очень грубо фильм можно свести до одной метафоры физического насилия, заложенного в основе патриархального общества. Насилия, которое преследуют женщину везде, и влияет на все сферы ее жизни. Бороться с которым, по мнению создателей можно исключительно с помощью душеспасительных речей на суде.

Премия Оскар и серебряная Каннская ветвь за роль первого плана Салли Филд.

1192197615_hleb_i_rosi_redar

Хлеб и розы
Режиссер: Кен Лоуч
Год: 2000

Мексиканская красавица Майя нелегально пересекает границу США, в надежде на лучшее будущее. В Лос-Анджелесе она находит свою сестру, которая помогает ей устроиться на работу уборщицы в одном из офисных зданий. На деле американская мечта оказывается не такой радостной, ведь за одну возможность пить кока-колу можно заплатить слишком большую цену. Но и в беспросветной темноте можно найти светлый луч, которым оказывается профсоюзный лидер Сэм Шапиро (Эдриан Броуди). Нацеленный помочь бедолагам создать свой профсоюз, он вступает в борьбу с корпорацией, которая нанимает мексиканских уборщиков и обкрадывает их. Его идеи увлекают Майю, и между ними завязывается дружба, а в дальнейшем они вместе начнут бороться за общее дело. Интернационалист Кен Лоуч как всегда показывает социальные язвы, избегая излишней декларативности. На сей раз в его поле зрения одна из самых острых проблем современности — проблема рабочей иммиграции. И перед нами снова возникает история маленьких людей, с их большими бедами и маленькими радостями. Лоуч дает однозначный ответ – любую мечту можно осуществить, даже американскую, главное реализовывать сообща и оставаться людьми.

Номинация на золотую пальмовую ветвь.

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook