Не отдать концы

Опубликовано 15 сентября 2013 в 23:36
0 0 0 0 0

Таисия Игуменцева. Режиссер. 24 года. Училась во ВГИКе, в мастерской Алексея Учителя. За свою дипломную работу «Дорога на…» получила первый приз в рамках конкурса Cinéfondation на Каннском кинофестивале в 2012 году. Победа дала ей право показа полнометражной картины там же, в Канне, что Таисия и сделала на 66-м фестивале, в мае этого года. Теперь она в жюри юбилейных, десятых по счету, «Саратовских страданий», и на торжественной церемонии открытия фестиваля показывает свой фильм «Отдать концы». Перед показом молодой режиссер согласился побеседовать с ВОЖДЕМ.

Я слышала, что Дом Кино у вас пытались отобрать. Хорошо, что есть такие люди, которые еще ценят нашу культуру.

Вы первый раз в Саратове?

Первый.

Какое у Вас впечатление от нашего города? Конечно, Вы только приехали, но, возможно, какое-то мнение уже сформировалось.

Моё впечатление всегда складывается, скорее, именно в процессе общения с людьми, и я могу сказать, что здесь прекрасный коллектив организаторов. Все очень приятные, интеллигентные, действительно болеющие кино, искусством, понимающие его. Особенно в таких местах, где вообще тяжело бороться за искусство. Я слышала, что Дом Кино у вас пытались отобрать. Хорошо, что есть такие люди, которые еще ценят нашу культуру, нашу движущую силу, потому что, если бы искусства не существовало, людям негде было бы отвлекаться от своих проблем, от реальности, а реальность, как известно, порой ужасна. (скручивает сигарету при помощи механизма для самокруток, — прим.ред.)

Долгая, долгая дорога практики, практики и еще раз практики.

Тарантино, от которого Вы «фанатели» в подростковом возрасте, как-то сказал, что он не ходил в киношколу, а ходил в кино. Нужно ли «ходить в киношколу», то есть учиться на режиссера, чтобы им стать? Как Вы интересно сигареты крутите.

Хотите?

Спасибо, но я не курю.

…По прошествии времени я всё больше прихожу к тому, что режиссер – это не только человек со знаниями, со знанием дела и опытом, но еще и с набором определенных качеств характера. Поэтому учеба дает скорее толчок к самообучению, и во ВГИКе, где я проучилась пять лет в мастерской Учителя, был принцип открытого плавания, когда ты брошен в открытое море и пытаешься как-то во всем этом плавать. Сам ищешь свой стиль в кино, опять же сам нарабатываешь материал. В институте тебя могут только направить в нужное русло, по которому ты пойдешь дальше сам. И если говорить о теории режиссуры, то она вкладывается в один учебник Льва Кулешова. Это «Основы кинорежиссуры». И вряд ли этот учебник прочитав, можно сразу начать что-то снимать. Долгая, долгая дорога практики, практики и еще раз практики.

А что насчет профессиональных актеров? Например, Малкольм Макдауэлл в одном интервью сказал, что в своей жизни посетил только два курса по актерскому мастерству, и это было самым глупым, что он когда-либо делал. И когда преподаватель курсов попросил его изобразить фонарный столб, он отказался и ушел. Нужно ли ходить в актерскую школу (по аналогии с киношколой), чтобы стать актером?

Некоторые актерские дисциплины, конечно, помогают раскрыться, раскрепоститься. Это учит пластике, учит двигаться на сцене, поставить правильно речь, чтобы ты смог доносить ее до зала. Есть положительные моменты обучения, но есть и отрицательные… Всё индивидуально и зависит от педагога.

Я благодарна – и я всегда говорю это в интервью – своему мастеру, а не ВГИКу.

В одном из интервью на вопрос «Что Вам дал ВГИК?» Вы ответили: «ВГИК дал мне свободу. И это единственное, за что я ему благодарна». Почему?

Я всегда стараюсь говорить о своем обучении во ВГИКе в ракурсе мастерской. И всё, что он мне дал, это дал мне мой мастер, мой педагог. Его принцип обучения – больше свободы, больше творческой свободы. Больше возможностей для поиска своего стиля. Мы были вольны снимать как документальное, так и игровое кино. И нас учили лучшие педагоги, приглашенные специально нашим мастером для нашего курса. Я благодарна – и я всегда говорю это в интервью – своему мастеру, а не ВГИКу.

Возможно, будет снята картина «Буй», я еще не уверена, про конкурс бодибилдеров в провинциальном городе. И одна из сквозных линий там – про теленовости.

Насколько я поняла, посмотрев видео с Вами, прочитав интервью, Вы человек, который мейнстримовых вещей не чурается. Например, можно прочитать секреты красоты от Таисии Игуменцевой в журнале Allure, можно увидеть Вас в Trendy. Почему Вы так делаете?

(Смеется, — прим.ред.). Мне всё интересно. Другое дело, что, наверное, редакторы таких, более гламурных журналов, уже постепенно понимают, что я не подхожу под этот формат, потому что, например, в последнем номере журнала InStyle, который сейчас продается, в интервью смещался акцент на наносные вещи – мишура, обертка, одежда и вечеринки. Я не сторонник такого образа жизни и неохотно вливаюсь в шоу-бизнес. Но при этом, повторюсь, я как любой нормальный режиссер, люблю всё новое и люблю всё исследовать и, чаще всего, вдохновляюсь не картинами других режиссеров – я не умаляю их достоинств, я всегда считаю, что важно изучить культурный контекст, который есть сейчас – но намного более вдохновляет реальная жизнь. И если у тебя есть возможность шагнуть во что-то другое, в какой-то незнакомый тебе мир, — это опять же дает новые впечатления, новое вдохновение. Поэтому я, когда даю такие интервью и иду на такие передачи, скорее, вдохновляюсь. Может быть, это станет маленьким эпизодом в моем новом фильме. Возможно, будет снята картина «Буй», я еще не уверена, про конкурс бодибилдеров в провинциальном городе. И одна из сквозных линий там – про теленовости. Наверное, будут похожие герои, как в передаче, как она называется… Trendy.

По поводу фильма «Дорога на…» Вы однажды сказали: «Безумство сближает как ничто другое». А про себя можете сказать, что Вы немножко безумны? Ну, творческие люди все, наверное, чуточку безумны.

Творческие люди очень любят считать себя безумными, уникальными и выделять на фоне других. Я же всегда за то, что каждый человек уникален, и ты не станешь достаточно безумным человеком, если не сведешь себя с ума сам. Есть клинические случаи, но об этом говорить не стоит. Всё-таки если человек творческий и стал на путь режиссуры и работы, значит, он в своем уме. Вот.

Так случилось, что когда Вы показывали фильм «Отдать концы» и на «Кинотавре» в Сочи, и на фестивале в Канне, шел дождь. А дождь шел в день показа Вашего фильма или именно в тот момент, когда Вы показывали фильм?

В тот момент, когда мы показывали фильм. В Москве тоже это застает.

Не знаю, как сегодня будет, но пока погода вроде бы ничего. Я желаю Вам сегодня удачного показа, хороших зрителей и спасибо за интервью.

Спасибо большое.


P.S. Дождь так и не начался. А аншлаг в зале Дома Кино был такой, что негде было даже стоять. Если вы не влезли в зал или просто не приходили на открытие фестиваля (что довольно странно), или же хотите посмотреть фильм вновь – эта информация для вас. Во вторник, 17-го сентября, Дом Кино проведет повторный показ фильма Таисии Игуменцевой «Отдать концы».

Софья Бражник

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook