Как меняется игра в саратовской музыке: рецензия на новый альбом «Radioaction»

За всех отвечать, конечно, не дело, но, думаю, многие ждали выхода этого альбома. Выражаясь популярным в рэп-кругах выражением, он должен был «перевернуть игру». Ну, во-первых (хотя тут сложно сказать, что «во-первых», а что «во-вторых»), яркий дебют и не где-нибудь, а сразу на презентации очередного сборника SIM (Saratov Independent Music), на который попадают лучшие рок-композиции истекшего года. Дальше – больше: выступление на Театральной площади на День города вместе с коллегами по цеху, победа на фестивале «Желтая гора», эфиры на региональных радиостанциях. Это всё, впрочем, успехи сравнительного масштаба и не только Radioaction могут чем-то подобным похвастаться (да-да, вы тоже подумали про Василия Уриевского?). Дело в ином – много ли местных артистов стали подопечными мейджор-лейбла «Союз Мьюзик» — того самого, московского, на котором выпускаются гиганты вроде Ленинграда, Елки, Браво, The Matrixx и другие? Да, понятное дело, сейчас, в условиях стремительно меняющегося музыкального рынка, когда скачивания, стриминговые сети и YouTube фактически срывают доход лейблам, альбомы целиком практически никто не слушает, а записываются они либо потому что «надо же иметь альбом», либо для того, чтобы люди знали, на что они пойдут, факт того, что тебя издает крупная компания, теряет прежний лоск. Он сразил бы наповал лет 7-8 назад, но не сейчас. Однако, называя вещи своими именами, и для Саратова это событие.

Впрочем, и этого мало. Дело ведь, в конце концов, не в том, кто за тобой стоит (а «Союз Мьюзик» много за кем стоит, что также должно сбивать волну квасного патриотизма), дело в том, что именно привносят Radioaction в своей музыке и почему это так важно для Саратова.

Начну издалека. Пару лет назад, когда автор этих строк еще питал основательный интерес к рок-музыке, ему случайно довелось услышать песню «Heroes of the Day». Реакция была примерно такой, как на знаменитой гифке со Светлаковым, вскидывающего руки и закатывающего глаза на словах «Это Шедевр!». Просто стопроцентный хит, который, на мой взгляд, не мог не зацепить. «Крутая иностранная команда», — подумал я. Потом я узнал, что они соотечественники. Потом узнал, что они с Саратова. Это был шок. В конце концов, выяснилось, что на вокале в этой группе Вячеслав Плеханов – человек, с которым мы знакомы почти 10 лет и который (постыдный факт моей биографии!) даже как-то играл на ударных на одной из репетиций моей группы, когда я ещё питал тщеславное желание стать музыкантом. Со временем оказалось, что Слава – не только хороший ударник и композитор, но и вокалист. И вот тогда и началась история Radioaction – пока еще только onemanband.

Чего нельзя было отнять у ребят, так это поступательного движения – не слишком быстро и не слишком медленно они двигались в гору, потихоньку утверждаясь в качестве одного из лидеров местной сцены. Единственное, чего не удалось сделать вовремя – это выпустить альбом в анонсированные сроки (пришлось ждать год), что в условиях современного музыкального процесса очень опасная штука. За это время и я успел переменить отношение к альбому с безмерного восторга на более критическое восприятие, не без того же восторга, впрочем.

Всё, хватит растекаться мыслию по древу. Теперь – только о новом альбоме Radioaction, получившем название «In Search» .

Обложка. Одновременно предсказуемо и непредсказуемо. Радиоприемник Radioaction – не правда ли, неожиданно? Может показаться, что своеобразная омонимия – это единственное, что связывает артефакт с тем, что звучит на альбоме. Но все же есть более глубокий концептуальный пласт, ведь радиоприемник выступает и символом переключаемости передач, точно также же, как ребята играючи переключаются с одного стиля на другой. Не правда ли?

О буклете ни слова – сделан оригинально, игру слов в нем оценивайте сами. Тексты? Тексты, увы, не самая сильная сторона Radioaction – местами они откровенно банальны и словно под кальку скопированы с кого-то. Увы, но самая европейская по звучанию группа Саратова вслед за музыкальными идеями скопировала и штампы. «Open your eyes!» и подобных лозунговых фразочек тут вроде бы нет, зато хватает абстрактной патетики и философствований в духе Paradise Lost или Oomph! И, слава богу, это самая большая проблема альбома, на которую русскоязычному населению все-таки можно закрыть глаза, так как аранжировки искупают попсовость текстов.

С музыкой действительно порядок при всей, казалось бы, всеядности Radioaction. Посудите сами: одноименный альбому хит звучит так, словно бы группа задумалась об уходе из рок-музыкантов в электронные (я, конечно, утрирую, но при желании здесь может почудиться даже Daft Punk), а уже третья песня звучит так, как если бы Metallica времен «Load» и «Reload» решила бы уйти с головой в стоунер. И, если уж идти до конца, то «Your Worst Enemy», конечно, сильно напоминает «Memory Remains». Если занудствовать дальше, то можно заметить, что в не попавшей на альбом «Bought & Sold», в свою очередь, чувствовалась вокальная манера Юхи-Пекки Леппалуото из Charon, а синты здорово отдавали Children of Bodom. С моей колокольни. Но все это, как и легкий флер Depeche Mode, от сравнений с которыми музыкантам надоело открещиваться, не более чем именно флер, дымка, которая может скрыть за собой большую значимость Radioaction, как минимум, для Саратова, а то и для всего отечественного рока. В конце концов, как любят шутить музыканты, нот всего семь, да и кто в двадцать первом веке сочиняет такую музыку, чтобы совершенно невозможно было проводить аналогии?

Главное достижение, которое привносят своей музыкой Radioaction – это то, насколько легкой может быть смесь рока с металлом. По моему глубокому убеждению, в рок-музыке почти ничего интересного не появилось после примерно 2003 года. После этого началась стагнация и препарирование ранее использовавшихся идей, скрещение жанров и появление новых пекинесов и мопсов от рока. И, конечно, жуткая ретромания, поглотившая не только его, но и всю популярную музыку вообще. Теплый ламповый звук стал иконой. И поэтому Radioaction, на мой взгляд, могут оказаться пробуждающей утренней росой после такой веселой вечеринки, где вы упивались ретро. Утро наступает, вы трезвеете, вам пора двигаться дальше и трезво смотреть на мир. «In Search» — это тот альбом, который и позволит это сделать. При том, что Radioaction – сами далеко не такие уж новаторы и ловцы трендов (что не без иронии утверждает в своей рецензии Кирилл Захаров: http://kirr-zah.livejournal.com/525320.html) и вполне себе с пиететом относятся к классике рок-музыки. Вот такой забавный парадокс.

Представьте на секунду, что в 2000-е не началась бы новая волна ретромании (впрочем, кончалась ли она когда-нибудь?). Выйди тогда «In Search», он бы стал классикой и качественным примером того, как рок, порой прогрессивный рок, переплетается с поп-музыкой и электроникой. Такое сравнение, по идее, должно вызывать ухмылку: польстил-польстил – всего-то 12 лет назад стали бы классиками, а 25 лет назад еще бы и гениями назвали, верно? Смех–смехом, но я не просто так написал «не началась бы». Ирония судьбы состоит в том, что Radioaction по-прежнему звучат актуальней почти любой современной рок-группы, претендующей на то, чтобы называться именно актуальной. Именно так и должен был звучать рок в 2000-е. Слушая Radioaction, так и хочется крикнуть: «Верните мне мой настоящий 2007!».

И все же я бы не стал преувеличивать успех Radioaction и называть их мессиями, потому что и им есть куда работать и над чем (в первую очередь, над электронными моментами и текстами). Если все это будет подправлено, то разговоры о значимости ребят для отечественной музыки уже не будут звучать преждевременно и превеличенно, как наверняка кому-то покажется при чтении этой рецензии.

Radioaction вызывают много вопросов. Но кому много дано, с того и много спрашивается. Саратовский квинтет – это, да простят мне такое сравнение, Геракл, играючи убивающий в колыбели змей, подосланных к нему. Другие люди испугались бы и убежали, а он их просто словно и не заметил. Ирония судьбы в том, что уже на нынешнем этапе, когда Radioaction  ищут свое лицо, любая, даже самая проходная песня на их альбоме является недостижимой высотой для других. Дальше, разумеется, больше. Вот-вот выйдет новый сборник SIM, на который попала неизданный новый трек. Поверьте, уже там звучание Radioaction становится гораздо прогрессивней. Это настоящий цветок, за жизнью которого пристально следишь каждую секунду. А это уже, извините, достижение единиц.

Я постарался свести к минимуму разговоры о месте группы в рамках местной музыки. Radioaction давным-давно переросли их и, по-хорошему, должны стоять по уровню узнаваемости и культурной значимости примерно на одном ступени с упоминавшимся ранее Уриевским. Плюс задали планку, как нужно писать музыку и подходить к делу.

Повторюсь, такого альбома у нас еще не было. И… на том хватит.

P.S.: Нет, не хватит. Говоря о том, что Radioaction перевернули игру в саратовской музыке, я совершенно напрасно не упомянул один из важных залогов качества (и, надеюсь, успеха в будущем) группы – вокала Вячеслава Плеханова. А он, как модно говорить в среде журналистов, один из лучших в Саратове #прямосейчас. А вот теперь действительно хватит.

 

Текст: Андрей Сергеев

Фото: Олег Елкис

в центре внимания Вернуться на главную

видео дня Дорожная фея
Саратов Life
фото дня Саратов для котиков
Антон Стариков