Развлечения

Киногид извращенца

Опубликовано 27 июня 2014 в 15:30
0 0 0 0 0

Кино, каким бы оно ни было, лучше всего смотреть на свежую голову, вот почему открытые пространства – верные друзья кинофестивалей. Этим летом в Саратове пройдет фестиваль уличного кино, где, как обещают организаторы, можно будет посмотреть короткометражки, сидя на крыше, в парке или на набережной у реки. Новый формат, который, несомненно, выигрывает на фоне другого якобы инновационного формата – так называемого 5D (или 6, или 7, или даже все 10D). Уличные зазывалы на проспекте гарантируют сотни ощущений в одном флаконе, но история кино, увы, не вдохновляет – технические причуды приходили и уходили, но по своей сути традиции кинопоказов остались прежними. Чтобы в этом очередной раз убедиться, TSR перевел статью BBC о необычных способах показывать кино.

3D и Cinerama

Как отмечает историк кино Дэвид Бордуэлл, в начале 50-х возникли два технических новшества – 3D и Cinerama, которые прожили жизнь короткую и безрадостную, но оставили драматические последствия. Пока 3D-технология сопровождала выход таких мейнстрим-фильмов, как «В случае убийства набирайте М» А. Хичкока  (1954), считалось, что инновацию ожидает пусть и мимолетный, но успех. Спасибо и нескольким ужастикам, выпущенным в последующие десятилетия, среди них «Маска» (1961) компании «Уорнер Бразерс» и «Тело для Франкенштейна» (1973). И в отличие от многих существ из этих фильмов, 3D не сгинула окончательно. В последние пять лет можно даже отметить возрождение технологии, означенное выходом таких высокобюджетных фильмов, как «Аватар», «Вверх» и «Хранитель времени». Технология удалось избавиться от репутации чего-то диковинного, поэтому сегодня многие фильмы с визуальными эффектами и приличным бюджетом выходят одновременно в 3D и в 2D. Это относится и к “Гравитации” — номинанту на премию Оскар-2014 за лучший фильм.

Специальное оборудование для Cinerama

Специальное оборудование для Cinerama

Cinerama – триптих из соединенных изображений — показывали на большом изогнутом экране, и эта технология требовала специального кинооборудования. Как и в случае с 3D, большие голливудские фильмы купились на эту концепцию, например, вестерн 1962 года “Война на Диком Западе”. Бренду “Cinerama” удалось превзойти самого себя, а технология впоследствии получила вторую жизнь в формате IMAX – сперва этот формат использовали для музейных кинопоказов на изогнутых экранах, а затем уже во многих мультиплексах как непременный атрибут крутых блокбастеров.

Жуткие фокусы

За интерактивные фокусы и гиммики на показах фильмов нужно сказать спасибо Уильяму Каслу, плодовитому режиссеру низкобюджетных ужастиков 50-х-начала 60-х годов. Он применял техники с такими странными названиями, как Эмерго и Персепто. Благодаря им зрителям казалось, что над ними пролетают скелеты, а в очках с линзами из красного целлофана можно было увидеть призраков. Ко всему прочему, ужас нагнетался тем, что в зале вибрировали кресла. Вскоре появилась технология передачи запаха Smell-O-Vision, а затем зрителям уже приходилось подписывать медицинское соглашение перед фильмом – так, на всякий случай, если от страха у них остановится сердце. Один из фильмов Касла «Со склонностью к убийству» (1961) включал 45-секундную «паузу перед ужасом», вставленную в кульминационный момент фильма. Во время этой паузы зрители могли покинуть зал и даже вернуть деньги за билет, если им становилось слишком страшно. В другом фильме зрители могли выбирать окончание фильма с помощью голосования.

Правила просмотра

Альфред Хичкок создал «Психо», вдохновившись успехом Уильяма Касла. Неудивительно, что показ своего триллера он снабдил внушительными правилами для кинозрителей. Главное требование – опаздывать на фильм нельзя ни в коем случае. Табличка на входе, которую сторожил мужчина в полицейской форме, гласила: «Даже брат менеджера, даже президент США или королева Британии (Боже благослови ее) не смогут зайти в зал после начала фильма». Режиссер также записывал аудиообращения к зрителям, стоящим в очереди, чтобы они после просмотра держали сюжет фильма в секрете.

Выбери собственное приключение

В 1967 году прошла премьера фильма в формате Киноавтомат (Kinoautomat), где впервые исход сюжета выбирала аудитория. Чтобы выбрать следующий киносегмент, нужно было нажать красную или зеленую кнопку в требуемый момент. На официальном сайте Киноавтомата и сейчас можно найти афишу ближайших кинопоказов с применением технологии.

kinopoisk.ru

Нечто подобное было использовано и при показе 20-минутного «интерфильма» «Мистер Пэйбэк». Фильм показывали в 1995 году в 44 американских кинотеатрах, а выбирать сюжетный поворот нужно было с помощью джойстиков — таких, как в видеоиграх.

Вертикальные экраны, синхронизированные экраны и бесконечные фильмы

Было и несколько отдельных попыток переосмыслить традиционное понятие фильма и сделать его чуть более увлекательным. Фильм «Код времени» 2000 года показывали одновременно на четырех экранах, работающих синхронно, вот только на каждом экране действие шло чуть-чуть вперед, но кульминацию — землетрясение — показали в один и тот же момент на всех четырех экранах. Звучит немного путано, но правильное использование звука привлекало внимание зрителя как раз к основному действию. «Часы» — это 24-часовая подборка из циферблатов, показанных в различных фильмах, привязанная к настоящему времени их показа. Эта видеоинсталляция художника Кристиана Марклэя демонстрировалась в крупных мировых галереях, и зрители от Нью-Йорка до Сеула могли прийти и смотреть инсталляцию с любого момента и столько, сколько им захочется. Вертикальные экраны – это уже более современное изобретение, отчасти вдохновленное тем, как мы держим смартфоны. Группа кинопродюсеров запустила проект «Вертикальное Кино», где снимает короткометражки в режиме портрета, причем снимает чаще всего в церкви, чтобы пространство соответствовало высоте кадра.

"Часы", фильм-инсталляция

«Часы», фильм-инсталляция

Погружение

Стоит кое-что отметить и касательно обстановки, в которой проходит кинопоказ. Так, например, есть кинопоказы в бассейне и кинопоказы, к которым подают еду и напитки, а также опыты с полным погружением. Future Cinema («Кино Будущего») в Лондоне и BBQ Films в Нью-Йорке организовывают вокруг кинопоказа целые перфомансы, что позволяет зрителями и живым актерам взаимодействовать. «Мы хотим изменить представление людей о том, как надо смотреть этот фильм», — отметил Гэбриел Роадс из BBQ Films на показе “Назад в будущее”. В их версии зрители наряжаются в соответствующие костюмы, выходят на сцену и подыгрывают актерам, изображаюзим сцены из фильма.  “Мы хотим разработать новые способы повествования так, чтобы дать людям какой-то социальный опыт”.

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook