Город

Красное знамя, черное перо

Опубликовано 17 июля 2014 в 20:29
0 0 0 0 0

В Летней школе дизайна дневного клуба «Дружба» продолжаются занятия. В эту среду первую лекцию провели дизайнеры из компании «BORSTCH», о которой мы как-то писали. Вячеслав Шестаков и Ирина Пальянова занимаются прикладным дизайном: знают, как испечь и лучше сфотографировать круассаны, как смастерить новый абажур или кресло из старых или позабытых деталей, однако, в этот раз они сконцентрировались на оптической загадке вселенной — цвете. Почему птицы знают толк в гармонии, а туземцы не смогли разглядеть корабли Колумба — все это и не только скрупулезно законспектировал TSR.

dog_dolmatin

Дизайнеры сразу отметили, что их представление и интерпретация цвета может отличаться от принятого в физике и в художественной науке цветоведении. Лекция от «BORSTCH» — это скорее попытка систематизировать понятие цвета и объяснить его бытовым путем, так сказать, без прикрас.

Мы воспринимаем окружающий мир как цветовые пятна, но безошибочно можем определить всё, что есть вокруг, исходя из одного лишь цвета. Иногда не так важна форма, как цвет, именно он является ключевым понятием в восприятии мира. На примере пейзажных картин Дмитрия Яблокова «BORSTCH» показали, что с использованием трех-четырех цветов и чередованием холодного и теплого оттенков может получиться пейзаж, который наш глаз легко распознает.

Цвет – это психофизический эффект, и он образуется у нас в голове, создается нашим мозгом. Если бы мы не могли воспринимать цвет, то видели бы монохромное пространство, наполненное электромагнитным излучением,  — это напоминало бы сцену из «Матрицы».  Два человека никогда не будут одинаково воспринимать цвета, ведь восприятие зависит от картины мира. Когда Колумб отправился в сторону Америки и подошел к Карибам, то туземцы не могли заметить корабли, потому что у них не было подобного визуального опыта. Местный шаман увидел рябь на горизонте, начал всматриваться и только тогда сообщил, что видит нечто. От культурной среды также зависит многое: например, в Европе черный цвет сопровождается негативными ассоциациями, связан со смертью, а на Востоке черный символизирует любовь, интимность, удачный брак. Белый в Индии означает траур, а в Европе – наоборот.

Как бы мы ни воспринимали цвет, у нас одинаковая реакция на длину волны. Если мы видим закат с короткой длиной волны, т. е. мы наблюдаем голубой цвет, то чувствуем успокоение. Если волна более длинная, то мы наблюдаем желтый цвет – это вызывает бодрость, подъем.

Длина волны видимого света

Длина волны видимого света

 

В радуге нет четких границ цвета, ведь цвет —  это равномерная плавная волна, где-то широкая, где-то узкая. Принято считать, что основные цвета в человеческом восприятии – это красный, зеленый и синий. Эта особенность обусловлена строением сетчатки, которая состоит из двух типов фоторецепторов – колбочек и палочек. Палочки отвечают за восприятие цвета в темноте, а колбочки позволяют видеть цвет, но их всего три типа – красный, зеленый и синий.

Затем дизайнеры обратили внимание на то, как мы воспринимаем цвет, глядя на оптические иллюзии. Цветовые миражи возникают повсеместно – серый кажется красным, голубой появляется там, где его нет в принципе. Эти иллюзии создаются за счет сочетания цветов и ракурса, под которым мы смотрим на изображение.

Самые гармоничные сочетания придумала природа, и мы все чувствуем эту гармонию и способны сочетать цвета интуитивно. Поучиться идеальным сочетаниям у природы можно на сайте InColorBalance. Можно взять за основу любую цветовую схему и, исходя из нее, подбирать одежду, макияж и аксессуары или детали интерьера.

Пример гармоничного природного сочетания.

Пример гармоничного природного сочетания.

Но есть и обманчивые сочетания. Представим радужный спектр, изображенный как круг, — это позволяет видеть, какой цвет напротив какого располагается и, соответственно, контраст между ними. У синего контрастный цвет оранжевый, у фиолетового – желтый, и т. д. Вот почему красный кружок на зеленом фоне будет выглядеть крикливо, ярко. Есть хроматические и ахроматические оттенки – это проявляется в сочетании, например, черных цветов. Черный с черным может приобретать где-то фиолетовый, где-то зеленоватый оттенок, а по отдельности этого никто не замечал.

Цвета действуют и в рекламе. В первую очередь покупатель смотрит на упаковку, на ее цвет. Цвета действуют и на наши поступки. Проходить тест IQв красном окружении сложнее, чем в синем, – возникает больше суеты, состояние тревоги мешает сконцентрироваться.

Цвет – генератор эмоций людей. Обычный офис может измениться, если на стенах сделать синие выкрасы – благодаря им интерьер выглядит приятнее, а деревянная мебель приобретает более выигрышный вид. Кроме того, синий вызывает чувство доверия, покоя.

В интерьере можно создать ощущение цвета, которого на самом деле там нет. Он присутствует благодаря подчеркивающим его цветам. Не стоит выбирать обои по маленькому кусочку, нужно внимательно посмотреть весь рулон, лучше на свету, чтобы не прогадать потом с оттенком. Чаще всего у нас принято выбирать бежевые, блеклые оттенки, которые, увы, не красят интерьер. Яркие цвета тоже не панацея. Иногда черный менее угнетает, подавляет и бросается в глаза, чем фиолетовый.

Оптическая иллюзия в действии - никакого голубого цвета в основе спирали на самом деле нет.

Оптическая иллюзия в действии — никакого голубого цвета в основе спирали на самом деле нет.

Готовых решений в интерьере нет, хотя ошибиться легко. Но «BORSTCH» рекомендует экспериментировать, ведь цвет, как звук в джазе, не должен строго следовать единой линии. Красота может быть в нарушении правил, в отступлении от нормы.

Следующая лекция будет посвящена интерьеру и осознанному минимализму. Она пройдет в среду, 23 июля, в 19:00.
0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook