Город

Кто и зачем убирает рекламные вывески на проспекте Кирова?

Опубликовано 19 апреля в 18:02
0 0 0 0 0

Наверняка вы уже успели заметить, что проспект Кирова стал практически девственно чист. Все дело в том, что там убирают рекламные вывески. Чьих рук это дело и кому это вообще нужно? Об этом на лекции в рамках «Недели “Стрелки”» рассказали генеральный директор КБ «Стрелка» Денис Леонтьев и руководитель проекта по комплексному развитию среды Саратова Алена Жмурова.

КБ «Стрелка» работает во многих городах России. Масштабы проектов зависят от того, что нужно городу. Работая с Саратовом мы часто слышим фразу «Саратов же такой маленький город, зачем нам нужны проекты, которые вы предлагаете, почему вы делаете это здесь?». Саратов – город с населением 860 тысяч человек. Агломерация 1 млн 200 тыс. Вы живете в большом европейском городе. Вы можете и должны себе позволить качественную и современную городскую среду.

В Саратове мы плотно сотрудничаем с местными экспертами, работаем с тремя саратовскими архитектурными бюро – «АрхиБум», «SNOU Project», «Саратовгражданпроект», а также вовлекаем в процесс местных жителей.

«В настоящее время смысл городских пространств меняется. Улица – это уже не дорога, по которой нужно проехать из точки А в точку Б. А это общественное пространство, где люди проводят время, гуляют, получают удовольствие от городской среды».

В Саратове несколько направлений работы. Первое – импульс городской среды. Эта система была разработана для того, чтобы можно было комплексно оценить, где именно кроятся вызовы и проблемы, с которыми нужно работать. Второе направление – благоустройство. Например, в 2017 году запланировано благоустройство улицы Рахова и площади Кирова. Сейчас над этими проектами работают саратовские бюро, а на 2018-2022 год запланированы работы по Привокзальной и Театральной площадям, Московской улице и большая работа по Набережной. Третье направление – дизайн-код.

На Набережной планируется не просто благоустройство, а большой долгосрочный проект, включающий в себя 4 км Набережной, и более 100 гектар территории, на которые распространяется городской регламент. Именно он устанавливает правила застройки на этой территории: габариты, объем, плотность этой застройки, чтобы она формировала речной фасад города. Это очень важно для города, который стоит на Волге.

«Существующие регламенты, которые есть в российских городах, в основном определяют, как здание будет стоять на участке, как будет формироваться улица, как она будет озеленяться, как будут работать первые этажи и т.д. Они позволяют развивать застройку в предсказуемом ключе».

Например, красивое здание, которое находится на проспекте Кирова. Сегодня, когда мы проходим мимо, мы видим три-четыре уровня вывесок, большое количество визуального шума, который спорит друг с другом, убивает ту архитектуру, которая достойна того, чтобы ей гордиться.

На фото, кстати, булочная Филиппова. Достаточно важный объект в городе. Филиппов – один из крупнейших предпринимателей российской империи. У него была булочная на Тверской в Москве.

Проспект Кирова называют саратовским Арбатом, но это не так. Арбат был сделан пешеходным в 1986 году, но за год до этого появился проспект Кирова. Если говорить то, откуда исторически началась работа с общественными пространствами, она пошла из Саратова. Вы учили Москву, а не наоборот. Это важная история. Когда к вам приезжают москвичи и говорят, о, а эта улица похожа на старый Арбат, отвечайте им, что они все перепутали, это Москва как проспект Кирова.

С Саратовом не случились многие вещи, которые произошли с другими российскими городами. Например, центр Воронежа был очень сильно разрушен во времена Второй мировой войны, как и большое количество городов. Если мы приезжаем в Воронеж, то основная застройка в центре – послевоенная. Саратов избежал такой истории, как крупные проекты советского периода, как, например, строительство гостиницы «Россия», когда был уничтожен целый исторический квартал рядом с Кремлем. Саратов избежал еще одной вещи – точечной застройки в историческим центре крупными объектами, сильно диссонирующими с характером исторической застройки.

«Важно, что в Саратове сохранилась историческая среда в том виде, в котором она существовала на конец 19 века. Это ваша исключительная особенность, которой не может похвастаться большинство российских городов».

Мы можем придать новый смысл историческому центру, чтобы он стал интереснее горожанам и туристам, людям, которые хотят посмотреть, как выглядел купеческий город в России.

Хаотичная парковка — не только бич Саратова, это бич всех городов России. Большинство площадей, тротуаров, улиц загружены машинами.

В большинстве городов происходит вырубка деревьев. Для чего? Появился новый магазин, ему нужно повесить вывеску – деревья мешают видимости. Но деревья – важный сборник пыли, который уменьшает количество пыли в городе. Деревья не только важно беречь, но еще нужно высаживать новые.

Многие форматы рекламы мешают качеству городской среды. Они трансформируют городские улицы. Происходит наслоение на исторической застройке огромного количества информации. Я сделал одну вывеску, а как мне быть поярче, чем мой сосед? Я сделаю побольше. А я еще сделаю, чтобы она мигала. И этот процесс не останавливается.

«Реклама меняет не только внешний облик фасада. Представьте, вы пришли в кафе, посидеть попить кофе, посмотреть на то, как живет улица. И что вы видите в окне? Вывеску. А за ней, между прочим, памятник наследия, который она перегораживает».

Сегодня 50% и больше исторических фасадов, которые есть в городе, завешаны рекламой. Мы не предлагаем отказаться от вывесок, мы не говорим, что нужно убрать арендаторов из исторических зданий. Нужно гармонизировать среду, чтобы она не противоречила начальной цели: жителям гулять, проводить время, а арендаторы хотят, чтобы эти жители совершали покупки.

Мы считаем, что вывески не должны пересекать архитектурные элементы исторических зданий, их размеры должны быть сделаны с учетом восприятия – вывеску на одной стороне проспекта Кирова должно быть видно с противоположной, кроме того, нужно нормализовать первые и вторые этажи, арки и подвальные помещения.

Мы часто слышим от сетевых арендаторов, что у них есть брендбуки и они не готовы менять свои вывески. Но на самом деле у них есть вывески, которые соответствуют дизайн-коду. Это не сложно. И не нужно иметь огромный баннер во всю стену для того, чтобы их увидели. Такие вывески у компаний есть, они используют их в других городах. Это вопрос ответственности к той среде, в которой ты живешь.

К примеру, магазин «Чай – один из самых старейших магазинов Саратова. Важная история, важный локальный продукт, такие места важно сохранять и поддерживать. Однако хозяйка магазина не хочет снимать вывеску и утверждает, что вывеска – историческая. Однако мы нашли фотографию советского периода и там вывеска совершенно другая и если можно было бы ее восстановить, то это еще больше соответствовало бы легенде магазина.

На проспекте Кирова уже большое количество вывесок меняется. Это тестовый проект для того, чтобы показать жителям ценность той исторической среды, которая у них есть.

Мы понимаем, что любые изменения это всегда сложно. Не бывает простых изменений. Если мы хотим меняться, то мы должны сделать усилие. И мы готовы сделать это усилие.И многие арендаторы тоже. Когда мы проводили собрание и общались с ними, некоторые говорили о том, что сами гордятся своими зданиями и готовы меняться к лучшему.

Фото: Институт «Стрелка»

0 0 0 0 0