Город

Люблю бывать в Саратове

Опубликовано 09 сентября 2014 в 16:56
0 0 0 0 0

Если смотреть на Саратов из космоса, то он ничем не будет выделяться среди тысяч других городов. Но стоит увеличить масштаб и глазу откроются милые сердцу ландшафты и места: мост, консерватория, набережная и … что-нибудь еще. Благо, у нас много локаций, в которых можно побывать, при желании открыть и полюбить.

Недавно саратовскую интернет-общественность всколыхнула новость о том, что дизайнер Артемий Лебедев посмел создать туристический логотип нашего города. Появились гневные сообщения и мемы высмеивающие это событие. На встрече с журналистами, которая состоялась вчера, Артемий Лебедев поспешил успокоить собравшихся: «В Саратове есть прекрасный герб и его никто не собирается отменять. Герб это такая серьезная вещь, которая требует определенного этикета в обращении, его нельзя наклеить на подошвы ботинок. С туристическим логотипом можно делать практически все что угодно«.

IMG_0058

Логотип и одновременно слоган, в котором уже успели рассмотреть столько занимательных аллюзий, был создан для благих целей развития внутреннего туризма и привлечения новых посетителей в город. Кроме того это «первый в России бренд, созданный для рекламы города за его пределами». Баннеры с новым туристическим символом появились уже в ряде крупных российских городов. Замечательно, что о Саратове вспомнят в остальной России или узнают, что такой город есть не только на страницах Грибоедова.

Другой разговор — это собственная туристическая привлекательность города. Ведь, от создания одного логотипа вряд ли что-то изменится. И если театр начинается с вешалки, то город начинается далеко не с логотипа, а с того, сколько стоит проезд, как выглядят главные улицы и куда они в итоге приводят. К ветхим и позабытым фасадам или к актуальным культурным центрам? Назовите хотя бы один.

k1IokClf2R8
Надо признать тот факт, что российские города остались где-то глубоко в прошлом, даже у Москвы не было нового туристического бренда с 1147 года. И не будет, московские власти отказались официально признать работу студии Лебедева. Стоит ли говорить о городах поменьше, вроде Саратова, где есть масса более серьезных проблем, чем туристическая привлекательность. Но, надо отдать Лебедеву должное, он не просто создал новое решение, но и договорился с властями, которые вероятно углядели в этом свой интерес. Что не могло не спровоцировать недовольства людей, лучше всего разбирающихся во всем на свете от самолетостроения до создания систем городской навигации.

Новый логотип не устроил не только горожан, но и мэра. Олег Грищенко завил в эфире радио Эхо-Москвы, что появление нового символа для него неожиданность, хотя именно он обсуждал с командой Лебедва перспективы проекта. Так же он заметил, что с осторожностью относится к «новым направлениям» и что решением этого вопроса должна заниматься широкая общественность, а не депутаты и руководство города. Широкая общественность, проявив очередную неявку, начала шуметь уже после того, как ружье повесили обратно на стену.

0_7c637_df456d1d_orig
Саратов был не первым городом, для которого был разработан уникальный символ. Например, логотип Ижевска комментаторы посчитали пропагандой ЛГБТ, не меньше злословили над знаками Перми и Калуги. Креаторы были чуть более сдержанными оценках, потому что они лучше других понимают, что сделать внятный и простой знак, который будет работать в определенном пространстве, не так просто, как может показаться. Могло ли это выглядеть иначе, открытый вопрос, известно лишь то, что студия Артемий пока единственный человек, создающий новейшую историю российских городов, здесь и сейчас. Плохо или хорошо, вопрос другого порядка. Основная претензия сводилась к тому, что в слогане не узнаваем Саратов и шрифт оставляет желать лучшего.

yaroslavl-logo-versions
Сначала, может, и правда показаться, что логотип Ярославля — это то, что каждый может сделать за две минуты в пейнте. Но если открыть все работы студии, выполненные для других городов и внимательно присмотреться к их концепции, станет очевидно, что хотя они и не так красивы, как хотелось бы, зато узнаваемы и отлично впишутся в городскую среду.

2ba130fcfa983df64229fd0e132790a9_38d0637a832b597775e5391f6ed4f82b

Может именно поэтому саратовский логотип, который меньше всего имеет отношение к Саратову вызывает столько разночтений. И хорошо, что тут нет притянутого за уши наследия былой эпохи: мостов, стерлядок и консерватории. Эти символы давно не работают и ничего не говорят ни о городе, ни о людях, которые здесь живут. И отход от узнаваемых культурных артефактов в сторону более внятных динамичных объектов – это очевидный, пусть и не совсем изящный ответ на вызов современности.

zAtldRmLEQ1mYjOeMk4XpA

В этой связи, стоит напомнить о том, что в прошлом году министерством культуры были разработаны единые для всех регионов страны информационные туристические знаки. И хотя реализация проекта зависит от бюджетного финансирования, система уже скоро начнет внедряться на наши с вами улицы.

Для выхода из сложившейся ситуации можно предложить ряд направлений, одним из которых могло бы стать широкое общественное и не коммерческое объединение  дизайнеров, креативных агенств и СМИ, для проведения бесплатных лекций,  семинаров и открытых дискуссий, направленных на развитие города и улучшение качества городской среды. Тогда нас будет ожидать меньше неудач. И не потребуется создавать воинственные петиции, любуясь на природные красоты России на специально созданном туристическом портале.

0 0 0 0 0



09 сентября 2014
Вконтакте
facebook