Общество

Люди и город. Истории о Саратове

Опубликовано 18 апреля в 17:03
0 0 0 0 0

В этом году институт «Стрелка» организовал неделю лекций по изучению городского пространства в России. Одним из пилотных городов стал Саратов. По словам организатора Сони Соболь, все образовательные программы нацелены на то, чтобы человек разобрался, и понял, какую роль он может играть в создании и развитии городской среды.

На протяжении недели специалисты изучают городскую культуру, и говорят о ней совместно с институтом «Стрелка» в нашем городе. Программа недели началась с мини-лекций «Люди и город: Истории о Саратове». Это два часа интересных историй, личного опыта, профессиональных знаний и наблюдений от людей, чья жизнь напрямую связана с Саратовом. В этом материале — Саратов со всех сторон: от литературного клише «В деревню, в глушь, В Саратов» до уникальности архитектурного образа города.

Стереотипный

Игорь Пугин, географ

«В деревню, в глушь, в Саратов». Именно в таком виде знаменитое выражение из произведения А.С Грибоедова «Горе от ума» доходит до наших дней. Насколько оно стереотипно — разбирался Игорь Пугин. Географ развеял миф о Саратове – деревне. По его мнению, дошедшая до нас фраза слишком искажена.

Такой стереотип о нашем городе сложился у многих поколений. Лектор считает, что это выражение вырвано из контекста. Он переносит аудиторию в начало 19 века, во времена написания самого произведения. Игорь Пугин говорит, что «Саратов» лишь поэтический приём. В начале 19 века существовало 50 губернских центров. Одним из них был Саратов. Грибоедову была необходима нужная рифма и единственный город, который рифмовался, был именно Саратов.

«Что такое Саратов в первой четверти 19 века? Это 10 уездов, это площадь около 200 000 кв. км, население губернии около 500-700 тыс., а Саратова около 30 тыс. человек»

Если раскладывать фразу на смысловые составляющие, выходит, что Фамусов (герой произведения –прим.ред.) говорил о городе, как о комфортной зоне отдыха достаточно высокого уровня, ведь Саратов в то время был купеческим городом со своими мукомольными королями и отставными генералами.

«Что касается пьесы, Фамусов отправлял свою дочь в вполне культурный губернский город. Здесь иносказание, здесь желание отправить дочь подальше от суматохи явлений и вороха дел».

Сюда даже отправляли пленных французов. По словам лектора, наш город назвали Волжскими Афинами за мягкий климат, достаточно высокое экономическое положение и уровень городской культуры.

«Подводя итог, я думаю, что надо более серьезно подходить ко всем цитатам, выдернутым из контекста. Осмыслить их со всех сторон, поскольку город это социальная система. Она требует всестороннего изучения».

Особенный

Александр Башкатов, исследователь, преподаватель СГУ им. Чернышевского

«Саратов – особенный город» — утверждает лектор. Его географические особенности это неиссякаемый природный ресурс, который необходимо использовать рационально. Это ресурс развития и функционирования города.

«Знаете, здесь важно умение. Для одних нефть — грязь, для других – пища. Начнём с географического положения. Город стоит на большой реке. Это огромный плюс. Используем ли мы это положение – сейчас, наверное, нет. Это большой отложенный потенциал. Если мы повернемся к реке лицом, то жить будет комфортнее».

Саратов родился и развивался как портовый город. Один главных символов города — герб доказывает это. На нем изображены стерляди. Это говорит о колоссальном рыбном богатстве.

«Мы живем на богатейшей номинально красной рыбой реке и не используем этот потенциал или используем слабо. Это наша главная беда».

Если отойти от реки и посмотреть на всю ландшафтную ситуацию, Александр говорит ещё и о пограничном положении города. Саратов находится на границе между степью и лесом, на границе Азии и Европы. Волга – рубеж.

«Саратов – уникальная ландшафтная ситуация. Над городом стоит гора, на горе лес. Это похоже на Рио-де-Жанейро, Барселону и приволжские приокеанические города. Неплохая компания для собственного позиционирования. Для начала, это нужно осознать».

Не стоит выпускать из виду Кумысную поляну — ещё один важный элемент пространственной структуры города. Огромный зеленый оазис со своим микроклиматом и целой родниковой системой, которая напитывает весь город.

«Кумысная поляна окаймлена, как ожерельем, родниками. Их нужно чистить, охранять оберегать. Это тот ресурс, который может напоить. Это тот ресурс, который может спасти Саратов. Есть понимание того, что реки нужно открывать, нужно заканчивать с системой трубок и затычек».

Исследователь приводит пример использования родниковой воды в 19 веке. Оказывается, в Саратове был родниковый водопровод. Он бесплатно снабжал жителей города качественной питьевой водой.

«Одним словом: у нас всё хорошо с природными ресурсами и географическим положением. У нас прекрасная земля, нужно только вот это использовать с умом. И это будет нашим собственным развитием, мы будем не хуже, чем Барселона».

Культурный

Алексей Чиркин, яхтсмен, инструктор

Яхтсмен позиционирует город, как часть речной культуры.

«Я начну говорить не о городе, я начну говорить о реке. Смысл появление этого города, наверное, как и всех волжских городов в реке. Река — это дорога».

Алексей рассказал не о городских конструкциях, а том, что придумали люди, для того, чтобы использовать водную дорогу: о первых деревянных лодках, об их огромном количестве и разнообразии, о появлении первого паруса из-за необходимости большей скорости доставки товаров, о торговых волжских судах и бурлаках.

«Кстати говоря, история о том, что бурлацкая работа тяжелая, да это так. То, что они были все сильно нищие, это не совсем так. Бурлаки за путину (сезон –прим.ред.) зарабатывали себе и семье денег достаточно, чтобы прожить довольно сносно целый год. Да, работа тяжелая».

Спикер отметил, что у города есть своя история не только как у поселения на земле, но и как части речной судовой культуры.

Как оказалось, в 1875 году в Саратове появился первый яхт клуб. Он был вторым в России. Так и возникла еще одна культурная среда Саратова — парусная. Она до сих пор существует.

«Парус – вещь уникальная. Нужно договориться со стихией на воде так, чтобы прийти на финиш первым. В Саратове есть возможность заниматься парусным спортом, у нас есть уникальная зона – зеленый остров».

Незаметный

Алексей Трубецков, художник

Художник начинает свой рассказ с середины 19 века. В тот момент, когда Саратов становится бурноразвивающимся заводским центром. Продолжается активное строительство секретных заводов, фабрик, и город потихоньку становится особенно значимым.

«У нас творится что-то потрясающее, что-то, что делает революцию в науке. Где-то там, в космосе, летают спутники, обеспечивают безопасность нашей страны. Именно у нас здесь в немного запыленном городе находится то, что является предметом вожделения всех зарубежных спецслужб».

В городе не проводится масштабных культурных событий и фестивалей. Он остаётся скрытым от всеобщего внимания.

«Его нельзя было прикрыть просто так, ведь город почти миллионник, нельзя закрыть город с безумной историей, роскошной архитектурой и культурой».

С тех пор прошло достаточно времени, но ощущение некоторой отстраненности осталось. Лектор уверен, что городская пыль и отсутствие дорог — это маскировочная сетка от излишней заинтересованности.

«Конечно, уже всё прошло и скрылось, и этого не существуют, но ощущение того, что мы самые важные, на нас по-прежнему нацелены ракеты, остаётся. История о том, что происходило в некоторых старых секретных заводах Саратова, всегда присутствует в ощущениях каждого. Я не знаю, как это используют в качестве гордости, и каким образом взять и перевоплотить это в некую привлекательность для туристов. Давайте придумывать вместе. Саратов должен быть раскрыт».

Кинематографичный

Татьяна Зорина, директор международного кинофестиваля «Саратовские страдания»

Появление фестиваля Татьяна Зорина напрямую связывает с жизнью города. Его уникальные люди, постройки и даты и есть сам фестиваль.

«Появление фестиваля логично. Саратов – территория кино, это территория второй культуры, мы никогда себя так не позиционируем, но этот так и есть. Тем, кому надо это чувствовать, они это чувствуют».

В Саратове, несмотря на его некую закрытость, всегда существовало огромное количество творческих объединений. Они и пытались изменить атмосферу закрытости. Была разработана концепция фестиваля «Саратов – открытый город». Она актуальна уже на протяжении 13 лет.

«Название фестиваля естественно связано с Саратовом. Было много вопросов от представителей разных официальных структур по поводу того, кто же здесь страдает. Страдали не мы, начали страдать еще наши предки»

Программа фестиваля это тоже сам город. Это приглашенных люди, которые хотят открыть город, это актуальные процессы и явления, которые происходят. Это всё, чем живёт Саратов сегодня.

«Наш город – город мощнейшей культуры. Не только той, которую вы видите на официальных афишах, но и той, которая периодически пробивается в отдельных статьях, поступках. Задача всех нас не стоит в массовости, она состоит в том, что когда у человека есть идея, другие два человека к нему подошли и помогли. Только таким образом можно, мне кажется, развивать духовную жизнь, готовить почву, на которой потом появляются крупные явления культуры».

Многоликий

Виталий Кудрявцев, Архитектор

Архитектор поделился своим взглядом на Саратов с точки зрения своеобразия городской архитектуры.

«А в чём его особенность? Он многоликий. Специфика и своеобразие облика города строится на многих подуровнях. Это планировка, формирование, развитие».

История города начинается еще в 16 веке, с этого момента и начинается вся городская архитектура. Естественно, в течение пяти столетий стилистическое зонирование меняется от классицизма до модерна. Цветовая палитра города тоже разная. Каждая эпоха имеет свой цвет и декор.

«Из всех этих вещей и формируется своеобразие города. Вот наш бренд, который нужно развивать. Я думаю, что за этим есть большое будущее для того, чтобы показывать город для того, чтобы он был таинственный, но постепенно раскрывался».

Исследователь рассказал об изменениях масштабов городской территории, о цикличности развития городской среды, тех процессах, что незаметны для повседневности, но постепенно меняют облик города в целом.

«У нас нет гигантских архитектурных шедевров, но у нас есть потрясающая среда, эта штука относится к пространственно-временным категориям. Потому что время играет гигантскую роль. Среда формируется в течение времени, она не застывшая, она живая».

Подготовила: Татьяна Королева

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook