Меняющийся Саратов. Автодорожный мост

В повседневной суете мы проходим мимо истории родного города, не стараемся узнать его тайн и легенд. Поэтому совместно с издательским домом «Волга» мы решили запустить краеведческую рубрику – своеобразную экскурсию по страницам книг издательства с уникальными архивными и современными фотографиями, а также текстами знаменитых историков и краеведов. Познакомившись с Саратовом ближе, вы удивитесь: неужели это те самые дома и улицы, которые знакомы с детства?

Сегодня мы публикуем фрагменты из историко-архитектурного фотоальбома «Меняющийся Саратов» краеведа-эксперта, исследователя истории Саратовского края Вячеслава Давыдова.

keWDS5WS5Ho

Саратов в отражении

Волга с XVII века стала основной транспортной артерией для Нижнего Поволжья. Саратов — город волжский, и жил поначалу рыбной и соляной торговлей, да нёс сторожевую службу. И та, и другая были весьма тесно связаны с береговой территорией. Когда Саратов уже надёжно закрепился на правом берегу Волги, мимо города не проплывало ни одно судно, так как здесь был не только перевалочный пункт, здесь меняли гребцов, пополняли запасы, торговали с местными жителями и кочевниками, отправляли корреспонденцию в столицу. Здесь останавливались посольские и торговые караваны. Здесь встречали царей и их наследников. Для степного Саратовского Поволжья лишь река могла доставить десятки тысяч кубических саженей леса как строевого, так и на топливо. Прибрежная сторона города была утоптона за долгие годы ногами миллионов бурлаков, здесь бурлаки и галахи пропивали свои гроши и здесь же в причудливых «воксалах» кутили воротилы местного бизнеса. Отсюда же приходила в Саратов чума и холера. Бунты мешков и кулей, бочки, ящики, бухты верёвок и канатов, огромные штабеля дров, сотни досок, вытащенных на берег — всё это заполняло пространство береговой полосы. Предпринимаемые попытки обустроить берег не давали результатов, и лишь в середине ХХ века Саратов украсила современная набережная со стоящими и причалов красавцами-теплоходами.

JGIF7q4X4w8

Строительство автодорожного моста

Знаменитые «птички». Продольный профиль этого саратовского моста имел переменную высоту: приподнятая часть со стороны Саратова и Энгельса обеспечивала судоходность, а пониженная – пешеходные сходы на искусственно намытый пляж посередине Волги. Судоходный канал со стороны Саратова перекрыли 4 парных решётчатых сквозных ферм – «птичек» длиною в 166 метров и 10 соединяющих «птички» подвесок длиною 46 метров. Гигантские объёмы бетона, сложнейшая инженерная мысль, а как легко, изящно и даже поэтично выглядит наш мост, подаривший возможность многим людям учиться, работать и связывать свои судьбы и жизни между двумя городами .

zLVwia-hvuQ

Бетонирование береговых опор

В конце 1950-х, начале 1960-х годов весь Саратов следил за сооружением автодорожного моста. Шло освоение целины. Необходим был мост, соединивший Саратов с Заволжьем, Южным Уралом и Казахстаном. Созданный проект был признан уникальным. Это было время сборного железобетона. Опоры моста сооружались бескессонным способом с помощью железобетонным оболочек большого диаметра. Для их установки в дно реки создали мощные вибропогружатели. Но главным, как всегда, был рабочий человек.

avH1jD9HK9k

Испытания моста начались 13.06.1965 г. Под тяжестью 250 груженых МАЗов проверялся каждый пролет. 10 июля Государственная комиссия приняла крупнейший автодорожный мост в Европе в эксплуатацию, а 11 июля состоялся митинг, посвященный открытию автомобильного движения, а жители Энгельса и Саратова смогли впервые встретиться на середине моста. 12 июля в театре оперы и балета состоялось торжественное городское собрание, где вручались заслуженные звания и награды мостостроителям.

qWgTi83PkSg

Издательский дом «Волга» занимается выпуском уникальных печатных проектов с 2005 года. Книги и альбомы издательства – это результат глубоких научных изысканий и кропотливого труда большого коллектива ученых, авторов, переводчиков, фотографов и дизайнеров, с любовью создающих каждую страницу. 

В данном материале использованы фрагменты книги «Меняющийся Саратов», 2015. Автор: Давыдов В. И.




в центре внимания Вернуться на главную

видео дня Иностранцы о Саратове
Первый Добрый
цитата дня «Мы даже не догадываемся, что такое труд классного руководителя. Закончились уроки - начинается самое сложное. Кто-то подрался, кто-то влюбился, с кем-то что-то случилось. Каждый учитель думает, как помочь ребенку, что ему подсказать. Довести ребенка до одиннадцатого класса, раскрыть его таланты - тяжелая работа», -
Ольга Баталина на "Розе Ветров"