Город

Мы будем жить с тобой в маленькой хижине

Опубликовано 19 августа 2014 в 18:25
0 0 0 0 0

В своем светлом детстве, приходя в знаменитый Театр юного зрителя, впоследствии сгоревший, я замечал, что публика коротала время, ожидая спектакль, разглядыванием макетов «тюзовских» декораций. Это был своеобразный ритуал – оценить многомесячный труд художников в миниатюре. Стендовое моделирование (или как еще говорят – моделизм) само по себе – целое искусство. Здесь важно все – реализм («идентичность натуральному»), скрупулезное внимание к деталям, кропотливая работа в рамках минимального масштаба.

К 400-летию Саратова, наше с вами жизненное пространство было украшено панорамой города на площади Н.Г. Чернышевского, прямо за воротами парка «Липки». Это была поистине удивительная работа и с тех пор сотни взрослых и детей провели не один час за исследованием старого и нового прототипов Саратова. За это время модель, разумеется, поизносилась и в 2012 году молодые дарования в области архитектуры провели ее реконструкцию. На самом деле, я не знаю наверняка в какой именно области развивались эти дарования, но могу предположить, что к такому проекту вряд ли допустили бы дилетантов. То, что они были молодые я уверен – сам видел.

Сейчас мы быстро пролистаем результат этой «сложной работы» (как указывали некоторые лица, причастные к реставрации), чтобы оценить ее легким, но пристальным взглядом любящего этот город жителя.

Силы вселенной почти без изменений сберегли от реставрационных потуг архитекторов модель старого Саратова. Ее слегка почистили, сдули пыль, и она вновь засверкала всем своим великолепием.

PQR7J3oB1-Y

Посмотрите, сколько труда было вложено в эти макеты в 1990 году. Каждое окно детально прорисовано или вырезано, у каждого домика сохранен объем деревянного фасада, на храме даже можно найти имитацию витража. Небольшая «мультяшность» вовсе не портит эту модель, а только показывает в ней теплоту и душу художника.

MUzyyHTSp9s

Дымовые трубы, ставни, арки, балконы – над каждым элементом трудились руки мастера, аккуратно собирая их в целый дом, стараясь сохранить хрупкую основу.

Заметьте, насколько продуман и облюбован этот макет. Маленькие милые фонарики, афишная тумба, на которой видны остатки рекламы, вывеска магазина, в которой, правда, допущена ошибка – на конце слова «магазин», обязательно должен стоять знак «ер». По правилам дореволюционной-то орфографии.

Однако в другой вывеске магазина работа над ошибками была проделана:

DH7abWaOakE

Этот макет хорош всем – бережным отношением к истории города, наличием милых деталей, сохранением текстуры почвы и объема архитектуры. Мне очень нравятся акценты в виде мешочков предположительно с мукой, наложенных на берегу веревок или идеально инсценированный обгоревший дом:

Что немаловажно, в нижней части панорамы сохранилось (пусть и частично) стекло воды. Тщательно нарезанные волны не дают нам сразу выйти из маленького сказочного мира, удерживая внимание до последнего.

xVAfUUdSa4k

Еще быстрее мы смотрим на отреставрированную модель нового Саратова. Ее, к сожалению, касались не раз… По этой части панорамы прошла гроза – пыльно, грязно, деревья и фонарные столбы повалены. На теплоходе Константин Федин лежит целлофановый пакетик – как предположил мой друг – это чехол для него. Он же, глубокомысленно заметил, что асфальт изображен очень достоверно. В этом есть определенная правда – смятый серый оракал намекает на реализм. А вот все остальное внушает ужас. Чтобы сэкономить деньги, время и человеческий труд, все фасады домов были тупо напечатаны на оракале. Плохо отрисованные изображения зданий (или просто сфотографированные и помещенные на пленку), с клонированными окнами и балконами… Все непонятных цветов, все «неправильное». Напомню, что башня с часами на Набережной, конечно, не была в 90-х желто-синей. Но и серо-белой она не была. Видимо, бежевого оракала нехватило. Я уже писал о недостатках этого копеечного материала и они здесь в очередной раз подтвердились – за два года все наклейки отсырели, выцвели, вспучились и пошли пузырями. Некоторые просто начали сползать с макета. От этого панорама обеднела и стала вызывать жалость любого, кто к ней подходил. Волга на модели просто испарилась. Никаких волн — только странный пластик, на котором стоят теплоходы и парусники. Но это уже скорее концепт будущего – экологическую катастрофу с обмелением вод никто не отменял.

Вся эта красота, напомню, стоит уже два года. Важный элемент туристического бизнеса нашего города потихоньку гниет и продолжает расползаться. Мне не хотелось бы превращать этот материал в адресный обвинительный спич. Поэтому скажем просто – люди, которые создавали этот проект не любят свой город. Не любят жизненное пространство, в котором находятся. Не любят себя, я уже не говорю о дизайне. Именно из-за такой апатичности к миру, который достоин прекрасного, визуальная составляющая нашей жизни раскалывается как айсберг в южных водах. И очень скоро мы будем стоять по шею в большой луже и смотреть на солнце. Потому что уже его-то точно никто не испортит.

Для тех, кто хочет увидеть, по-настоящему классный макет советую погуглить по запросу «Гранд-макет Россия». Это нереальная работа потрясающей команды профессионалов – дизайнеров, инженеров, художников и технологов. Можно только позавидовать.

В заключение, чтобы оправдать эмоциональный перебор моего текста, поделюсь впечатлениями жж-блоггера soul_of_house по поводу увиденного фильма о создании макета города в музее истории Праги: «Не могла удержаться от слез. От того – какая работа была проделана трехмерщиками… от того, что человек может всю свою жизнь положить на создание макета, и над тем сколько людей создавали это чудо – Прагу. Да и любой другой город…».

Никита Музалевский

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook