Развлечения

Надежда на смысл

Опубликовано 13 июня 2014 в 20:47
0 0 0 0 0

Если вы попробуете поискать информацию о гражданском дизайне в русскоязычном секторе интернета, варьируя название запроса, вы, скорее всего, ничего не найдете. В лучшем случае поисковик выведет вас к эзотерическим учениям о «дизайне человека», маникюру ногтей в столице и гуманитарному дизайну, который занимается несколько другими вещами. Если же забить то же самое на английском языке, поисковик представит вам сразу несколько разнообразных вариаций. Помимо вашего запроса о непосредственно гражданском дизайне, будут найдено все, что связано с технологиями и инновациями в этой сфере. А это говорит о высокой дизайнерской культуре, о том, что это постоянно меняющийся и развивающийся процесс, самое основное место в котором занимает человек. Он включен в контекст, который сам же и формирует. Этому учат в университетах и школах искусств, на эту тему проводятся воркшопы и мастер-классы. Об этом написано ряд книг.

IMG2903JPG
Вторая лекция совместного проекта Летней школы клуба «Дружба» и дизайнера Никиты Музалевского, строилась на антагонизме двух миров: Европы и России. А именно, каким образом относятся к жизненному пространству там и здесь. Как его создают и меняют с помощью гражданского дизайна. Буквально за 10 минут перед началом, люди стали прибывать, пока не осталось свободных мест. И хотя обстановка клуба призывает быть расслабленными, обозначенные темы лекции вызвали во многих такую сосредоточенность и волнение, что лишний раз никто не шевелился. Кто-то возможно и не дышал, стараясь как можно лучше вникнуть в дискуссию. Похвально. Это не в последнюю очередь говорит и об уважении к лектору и друг другу. Ведь именно уважения катастрофически не хватает в нашем обществе. Его элементарного проявления во всех сферах жизни. От каких-то специфических форм общения между людьми определенных профессий до бытового взаимодействия. Дизайнер создает аншлаг (табличку с номером или названием улицы), маляр красит дом, чтобы вернуть его в надлежащий вид. Это двусторонняя связь. Маляр должен уважать не только свой труд, но и труд других людей. Но наши маляры зафигачивают краской все подряд, редко встретишь аккуратную работу. Бережность пока не присуща людям.

IMG2887JPG
О любви говорить вовсе не приходится, что печально. В одном стихотворении скандального художника и критика культуры Александра Бренера говорилось, что «без любви ничего не получится». Именно эта мысль была обозначена в ходе лекции Никиты Музалевского, как основная. Не отсутствие таланта, мастерства или знания компьютерных программ, а отсутствие любви, по его мнению, делает наш город отвратительным с точки зрения коммерческого дизайна.

3154_ufile_0
Именно любовь к своему делу, к своей жизненной среде выступает тем необходимым конвенциональным признаком, который определяет работу не только дизайнеров. С любовью нужно относиться к каждой детали, каждому элементу своего дизайнерского проекта. Зачастую, сложно инициировать любовь, когда ты работаешь с недалеким заказчиком, который требует от тебя в кротчайшие сроки изобразить какое-нибудь говно. Даже в этом случае, нужно любить свою работу и помнить, что под ней будет стоять твое имя. В любом случае, можно попробовать скрыть примеры неудачных работ, устранив заказчиков и конечный продукт труда.

IMG2844JPG
Помимо жлобских заказчиков, толком не понимающих чего они хотят от проекта, перед дизайнером встает и ряд других проблем, одну из них Никита затрагивал на прошлой лекции. А именно собственная компетентность. Дизайнер не должен ограничиваться только макетом, который он делает в Corel или иллюстраторе. Он должен не только понимать процесс производства конечного продукта, со всеми его издержками, недочетами, ошибками. Дизайнер должен быть устремлен в будущее, и думать над тем, как его макет потом будет выглядеть в конкретном месте. Значит, нужно изначально учитывать целый ряд факторов: погодные условия, материалы, из которых будет сделана работа, сценарии, в которых может быть задействован тот или иной объект. То есть, при каких обстоятельствах человек сможет увидеть аншлаг и насколько хорошо он разберет, что там написано. Самый оптимальный вариант материалов для аншлага – это метал, покрытый эмалью. Табличку делают выпуклой, чтобы при различном освещении не было бликов и было удобно рассмотреть нужную информацию.

IMG2881JPG
Сравнивая городское пространство Европы и России, проще всего понять принцип, по которому живут люди, их отношение к самим себе и к тому, что их окружает. Если европейцам присуще беспокойство о своей среде обитания, желание бережно трансформировать его с целью сделать максимально удобным и красивым для жизни. В России – это безразличное и слепое подчинение интересам власти и бизнеса. В Европе понимают, что изначально дома не создавались как места для баннеров и растяжек, поэтому уделяют минимальное пространство рекламе. Как правило, это оконный проем и пространство над входом в магазин. Предельно минималистичное оформление витрины, вывеска из вырезанных букв, или в виде выносного элемента. Людям не все равно где жить и как будет выглядеть то, что их окружает. Разумеется, в Европе тоже есть реклама, но она более аккуратна. Хотя иногда приобретает тоже необычные и не слишком приятные формы. Так в прошлом году в Германии хотели ввести рекламу на стеклах общественного транспорта, которая будет посылать сигналы прямо в мозг. Но фишка таких проектов заключается в том, что нужно сначала согласовать их с общественностью. А общественность не оценила это ноу-хау, начались бурные дебаты. Эту ситуацию невозможно представить в Москве, городе полностью забитым рекламой. Хотя и там бывают озарения. Не так давно московскими властями были предприняты меры по демонтажу незаконных баннеров.

IMG2846JPG
Человеческая жадность и российский бизнес — синонимичные материи. Одно неизбежно ведет за собой другое. Старый облик города меняется, под давлением денег и других обстоятельств — это неизбежный процесс. Но можно делать свой бизнес хотя бы немного аккуратней. То есть не просто завесить баннерами свой магазин или заклеить его оракалом. Если бы люди пытались облагородить хотя бы некоторые активные зоны вокруг себя. Мы бы жили в лучшем мире. И в этом нельзя не согласиться с Никитой Музалевским. Разумеется, людям нужен воздух, чтобы жить. Также он необходим в дизайне, независимо от того какой формат, материал или объем информации представлен в продукте. Поэтому следует обращать внимание на цвета букв и фона, тип и размер шрифта. И главное, никакого подчеркивания! Все гениальное просто. Гражданский дизайнер должен решать конкретную задачу, например, создавать удобную урну для мусора, или табличку для магазина. Не нужно изобретать велосипед, просто нужно хорошо и грамотно делать свою работу. Слишком глобальная постановка вопроса помешала добиться успеха многим проектам социальных дизайнеров. К несчастью, у нас в городе не происходит ни того ни другого.

IMG2890JPG
Разумеется, у многих возникают проблемы с терминологией. Кто-то считают, что гражданский дизайн – это что-то политическое, другие, что это нечто из области права. На самом деле – это то же самое жизненное пространство. А оно как никогда развернуто в городе и большую часть жизни вы проводите именно вне дома, на улице и в помещениях. По мнению Музалевского, на гражданский дизайн не может влиять ни государство, ни рекламные агентства. На гражданский дизайн могут влиять только граждане. От их инициатив, амбиций и желания обустроить среду будет зависеть, как будет выглядеть город.

IMG2897JPG
Не согласимся с ним в этом. Ошибочно полагать, что политическое не включено в этот дискурс, ведь при отсутствии низовых инициатив, именно власть структурирует жизненное пространство, и непосредственно влияет на то, как оно будет работать. Но речь не о лимитированной городской среде и возможности ее преодоления, о чем много говорили и с чем пытались бороться ситуационисты. Речь об ответственности каждого из нас, и конкретно, об ответственности дизайнера. Это заключительная и, на наш взгляд, самая важная часть лекции. Если рассматривать гражданский дизайн не просто как инструмент, с помощью которого осуществляется городская навигация, а как способ утвердить новую культуру взаимоотношений с бизнесом и властью, новую систему коммуникаций между обычными гражданами. То гражданский дизайн выходит за рамки собственно дизайна, занятого только созданием урн и табличек с номерами домов. И тут встает ряд важных вопросов: может ли дизайнер стать больше, чем просто дизайнер, должен ли он спорить и когда он должен брать на себя ответственность не только за проект и его воплощение, но и за заказчика. Никита утверждает, что дизайнер — это не тот человек, который просто рисует картинки, ставит макеты и работает с графическими программами. Он работает с клиентом, он сам должен разбираться какая у его клиента целевая аудитория, он должен спорить, доказывать и показывать. Эту информацию необходимо усвоить всем, кто хочет стать дизайнером, или кто уже им является. Чтобы делать мир вокруг себя хотя бы немного лучше.

 

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook