Научите меня сатире: впечатления от российской премьеры «Училки»

18 ноября в кинотеатре «Синема 5» прошел пресс-показ фильма Алексея Петрухина «Училка». TSR посмотрел российскую премьеру и хочет поделиться с вами впечатлениями. 

 

Словосочетание «российская премьера» за последний десяток лет как изрядно напугало отечественного телезрителя, так и неожиданно его обрадовало. Сегодня мы идем в кино исключительно после знакомства с мнением уже «посмотревшей» фильм аудитории, пролистав не один отзыв на «Кинопоиске». Однако, лучше всего проанализировать фильм можно только при условии, что твое мнение перед премьерой останется девственным, а все нужные мысли и слова придут уже после просмотра.

С фильмом Петрухина произошло именно так. История о том, как учительница истории берет в заложники целый класс, но, по воле случая, сама становится заложницей, мало кого оставила равнодушным. Пресс-показ собрал людей аж в два раза больше, из-за чего дирекции кинотеатра срочно пришлось устраивать параллельный просмотр в двух аудиториях. И как только режиссер сказал краткое вступительное слово, и последние представители СМИ быстренько заняли свои места, начался показ.

Не зная толком, куда ты пришел и что ты увидишь, твой мозг всё равно начинает понемногу «Левиафанить» от первых кадров. Вот перед нами среднестатистическая школа, её быт, её педагоги старой закалки, которым приходится бороться с современными образовательными стандартами. Вот и её ученики, уже почти выпускники, которые совсем скоро отправятся во взрослую жизнь и потянут за собой все свои юные пороки и слабости.

Ты смотришь на экран и думаешь: «Похоже, драма, трагедия, ой, и какие планы медленные. Может неплохо получиться». Ты, как «прожженный кинокритик» ждешь, что одно российское кино захочет тебе показать то, что оно ещё более трагично, чем другое. Постоянный поиск сравнений и анализ первых кадров окончательно наводит тебя на мысль о том, что это очень качественная работа, с твердой и опытной игрой актеров, которые пропитаны гиперреализмом только потому, что они живут во всем этом каждый день.

Однако, не всё так просто. Твое понимание термина «реализм» рушится при первом появлении завуча или при первых шуточках школьников. Несколько минут ты смотришь с недоумением, потом зал начинает переглядываться и смеяться, потом наступает откровенное негодование. Ну, чего ж так плохо играем? И чувство, что актеры понятия не имеют о том, что они делают и видят друг друга впервые, шутят плоско и так, будто 2007-й только на подходе, преследует тебя ещё лишние минут 20-30. Ровно до тех пор, пока не начинается так называемая «жара».

Как только школьники на экране начинают свои монологи, не отпускает ощущение, что тебя бьют этими самыми монологами в лоб. Причем, не просто бьют, а именно вдалбливают – настолько они прямолинейны и не построены. И только тогда становится ясно, что фильм действительно «не про это», он про идею. Простую и четкую идею, которую от тебя не скрывают ещё в трейлере. Это сатира. Глупая сатира, через которую автор хотел передать чистую человеческую трагедию. И у него это получилось. Потому что это было ново, радикально и честно. Как раз потому что, что нам не пытались доказать, какую-то сложную теорему, или объяснить, как устроен космический комбинезон Метта Деймона. Нам просто дали идею, о которой нужно лишь почаще вспоминать.

Теперь, лишь пару слов о том, почему «НЕ».

В сатире всё доведено до фарса только для того, чтобы в конце, собрав мозаику человеческих пороков, вы увидели всю палитру своего общества. И как по мне, постоянно чередовать её с трагедией, причем чистой и сверх серьезной, не получилось. Особенно, когда речь идет о намеренно плохой игре актеров.

А всё-таки интересно: без пистолета намного сложнее донести до людей свою идею? И почему, несмотря на откровенный фарс, я должен верить учителю с оружием? Ну, или не знаком автор этого текста с понятием «сатира», или плохо знаком. Каюсь.

После окончания фильма журналисты ещё долго задавали режиссеру вопросы, вспоминали конфеты «Батончики», которые не раз появлялись в кадре, смеялись и, в общем, были приятно удивлены картиной. На показе присутствовали и преподаватели со стажем, некоторые из которых не скрывали свои эмоции и плакали. Вот уж кому точно было плевать на фарс. Они увидели там себя, не больше, не меньше.

Текст: Андрей Музалевский

в центре внимания Вернуться на главную

видео дня Танец директора саратовского лицея на выпускном
4vsar
цитата дня "Хочу, чтобы в метро сказали: Осторожно, двери закрываются. Вы держитесь там..."
@irusvas