«Не менявшие голоса»: в память о Харпер Ли и Умберто Эко

За последние сутки мир потерял двух выдающихся писателей современности – американку Харпер Ли и итальянца Умберто Эко. В 2015 году оба автора опубликовали новые романы, ставшие для них и для их читателей последними. TSR вспоминает ушедших мастеров слова и рассказывает о том, почему они так важны для мировой литературы.

Нелл Харпер Ли (1926-2016)

harper

Писательница родилась и умерла в маленьком городке Монровилл в южном штате Алабама. Там она провела большую часть своей жизни: у неё была своя маленькая квартирка в Нью-Йорке, однако Харпер Ли часто возвращалась на родину, в дом своей сестры, навещая её и своего больного отца. Город детства и события, произошедшие в Алабаме в апреле 1931 года, стали решающими в писательской судьбе Ли. Пятилетняя девочка, она близко восприняла Скоттсборское дело о предполагаемом изнасиловании двух белых женщин девятью молодыми чернокожими. Эта история несправедливо осуждённых афроамериканцев дала толчок таланту слова Харпер Ли. Будущая писательница не закончила университет и так и не получила юридического образования, зато стала одним из самых признанных американских писателей.

«Убить пересмешника», 1960

История маленького южного городка, рассказанная сквозь призму взгляда маленькой Джин-Луизы Финч по прозвищу «Глазастик», в которой простым и ясным языком рассказывается об очень сложных и не всегда понятных ребёнку вещах, таких как расизм, справедливость, доброта, фашизм, героизм. Типичные характеры эпохи и проблемы времени, такие актуальные для 30-х годов в США, перекликаются в романе с общечеловеческими ценностями, которые не устаревают никогда. Наверное, в этом секрет успеха Харпер Ли: книга сражу же стала бестселлером и получила одобрение критики, через год автору присудили самую престижную в писательском мире Пулитцеровскую премию, и сегодня «Убить пересмешника» остаётся одной и самых продаваемых в США книг. Экранизация фильма в 1962 году получила премию «Оскар», книгу изучают в 80% американских школ и она занесена в список выдающихся произведений американской литературы.

1012185054

«Пойди, поставь сторожа», 2015

После выхода первого романа Харпер Ли почти перестала выступать публично и давать интервью, она отошла от общественной жизни и жила очень замкнуто. Ходили слухи о том, что писательница продолжает свою деятельность, однако их вскоре объявили спекуляциями. Новые книги всё не выходили и не выходили, и уже можно было решить, что Ли – автор одного (великолепного!) романа. Но вот в 2015 году мир потрясла новость о выходе в свет продолжения культового «Убить пересмешника». В новой книге писательницы главной героине – Глазастику – уже 26 лет, и она возвращается из Нью-Йорка домой, чтобы повидаться со своим отцом. Продолжение истории открытой и честной Джин-Луизы, полюбившейся множеству читателей, вызвало ажиотаж вокруг новинки. Тогда Харпер Ли призналась, что она польщена, что книга наконец будет опубликована, ведь написана она была ещё раньше выхода «Убить пересмешника». Литературный агент Харпер, увидев роман в 50-х годах, посоветовал писательнице написать книгу по мотивам своих детских воспоминаний, которые Ли отрывочно добавила в рукопись, что автор и сделала. Так родился роман, ставший легендарным для многих поколений. А теперь, уже на закате жизни Харпер Ли, мир смог познакомиться с историей, в которой Глазастик (читай: сама юная Харпер) взрослеет. Некоторые исследователи считают «Пойди, поставь сторожа» лишь черновиком главного произведения писательницы, критики говорят о коммерческой подоплёке публикации продолжения успешного романа. Однако уже то, что утерянная много лет назад рукопись нашлась и может быть обнародована, не может не радовать поклонников «Пересмешника» и яркого, как вспышка, таланта Харпер Ли.

стород

Умберто Эко (1932-2016)

eco

Знаменитый писатель-постмодернист и профессор нескольких университетов, автор нескольких серьёзных исследований в различных отраслях филологической науки, литературный критик – имя Умберто Эко известно на весь мир. Выходец из небольшого города Александрия, он прославил фамилию своего деда-подкидыша, которая расшифровывается «дарованный небесами». Значение фамилии Эко можно перенести на его талант, хотя сам писатель после своего обучения в Туринском университете покинул католическую церковь и стал убеждённым атеистом. В университете Эко изучал средневековую философию и литературу, а позже сам стал преподавать эстетику и теорию культуры. Он также работал на телевидении и обозревателем газеты «Эспрессо», и это дало ему богатый материал для творчества, в дополнение к его невероятным знаниям о средневековой истории. После него осталось больше десяти научных трудов, три сборника заметок и газетных статей, и семь романов. Его наследие богато и уникально, и, несомненно, неоценимо для современных интеллектуалов.

«Имя Розы», 1980

«Имя Розы» — воплощение в жизнь теоретических идей Эко о постмодернизме. Восприятие текста романа зависит от читателя: одни прочтут его как замысловатый детектив, более осведомлённые – как исторический роман, а самый глубокий пласт – философско-культурные размышления автора о мире – окажется доступным лишь самым подготовленным. Неудивительно, что роман не был до конца понят всеми читателями, и после многочисленных писем и отзывов с вопросами о романе, Умберто Эко написал  «Заметки на полях Имени розы», в которых пояснял аллюзии, использованные им в сюжете книги. Увлекательный, почти приключенческий сюжет таит в себе множество тайн и загадок, как простых, так и сложных, и разгадывать их будет ещё не одно поколение читателей.

04529665.cover

«Маятник Фуко», 1988

«Код да Винчи для мыслящего человека» — так называют второй роман Умберто Эко критики. История о трёх друзьях, разрабатывающих свою собственную теорию заговора, начиная всё с шутки и высмеивания и постепенно приближаясь к искренней уверенности в своей правоте и забывая, что реально, а что – нет. Гротескное высмеивание, хлёсткая сатира на людей, верящих подобным теориям и пытающихся их распространить. Эко в своём произведении использует как свои энциклопедические знания о средневековых организациях и орденах, так и собственный жизненный опыт: в некоторых эпизодах отражаются случаи из жизни автора, уже описанные им в дневниках. Наполненность романа всевозможными отсылками к узким отраслям знания привела к тому, что автор «Заводного апельсина» Энтони Бёрджесс заговорил о необходимости составления словаря «Маятника Фуко». Заглавие романа – символ его многозначительности – скрывает в себе ещё одну загадку: имеет ли оно отношение к близкому другу автора, французскому философу и теоретику культуры Мишелю Фуко, или означает лишь изобретение Леона Фуко для демонстрации вращения Земли? Нельзя сказать точно, но эту тонкую литературную шутку критики засчитали на счёт Умберто Эко.

0098467_cover.cdr

«Нулевой номер», 2015

Свой последний роман Эко писал двадцать лет, несмотря на то, что он самый короткий из всех его трудов. Это произведение о мире медиа кажется сегодня очень актуальным, как, впрочем, и двадцать лет назад и как спустя ещё двадцать, скорее всего. В нём рассказывается о редакции газеты с рабочим названием «Завтра», созданной как инструмент политической пропаганды. Жёлтые статьи, найденный правдами и неправдами компромат, сенсации, гороскопы и сканворды – информация, которую читатели потребляют ежедневно. Мысль, наверное, не такая уж и новая, но убедительность, чёткость, изящность романа Умберта Эко всё равно покоряет. Остроумный фельетон, который призывает задуматься и оглядеться вокруг. Ведь иллюзии – повсюду, что писатель не устаёт нам повторять во всех своих семи романах. Мир – иллюзия, которую мы создаём сами. На прощание своим читателям в конце своего последнего романа Умберто Эко даёт совет: выключить телевизор в своей голове и возделывать свой сад. И пусть эта фраза станет нам завещанием великого итальянского литературного гения современности.

номер

Текст: Галина Никифорова

 

в центре внимания Вернуться на главную

видео дня Танец директора саратовского лицея на выпускном
4vsar
цифра дня 650 миллионов рублей выделило Правительство РФ на саратовские дороги