Norton commander: история drum and bass в Саратове

Опубликовано 23 января 2015 в 16:24
0 0 0 0 0

Кажется, что еще вчера ты сутками пропадал в клубе «Акварель» и был уверен, что ломаные ритмы победят любую войну, а молодость будет длиться вечно. С тех пор прошло много лет, иные сердца остыли, но те, кто стоял у истоков культуры, остались ей верны и продолжают гнуть свою линию. TSR встретился с Андреем Усановым (DJ Norton) и узнал всю правду про лихие 90-е, разноцветные головы и расцвет drum and bass в Саратове.

IMG_2320

Начало

Мне с детства хотелось делиться любимой музыкой с окружающими, нравилось ставить другим людям музыку, чтобы они танцевали и получали удовольствие, и я наслаждался, получая заряд положительной энергии от их танцев. Ребенком, я выставлял на подоконник колонки и включал любимые композиции для прохожих. Многие, кстати, реагировали положительно — оборачивались, улыбались. Наверное, закономерно, что я стал диджеем.

Доступ к музыке

По сравнению с настоящим в 90-е музыка была вообще недоступна, ее можно было только купить на материальных носителях. На раскладках, а затем в ларьках торговали кассетами, а потом и дисками. Чаще всего везде было одно и то же, но одна точка с любопытной музыкой располагалась напротив гостиницы «Волга», другая – напротив Крытого рынка. Было еще несколько подпольных магазинов, неизвестных никому: если ты специально не искал электронную музыку, об этих местах было не узнать. Только там и можно было купить андеграундную электронную музыку: хардкор, эйсид хардкор, шранс, техно.

90-е

В 90-е годы милиция ко всему относилась спокойно, лишь бы никого не убивали. Тогда законов о несанкционированных собраниях не было, можно было на улицах собираться в компании по интересам и спокойно общаться, разговаривать, обмениваться кассетами, дисками. Мы тусовались напротив «Пионера», хотя тусовочные места периодически менялись. Поскольку тогда нигде в Саратове не было серьезного интернета информацию о чем-то новом можно было получать из общения. Сейчас если интернет внезапно рухнет, куда вы все пойдете? Будете сидеть дома взаперти. А я смогу выжить, я из другого, еще советского мира.

IMG_2219

Вечеринки

Я знал, на какие вечеринки стоит ходить, а на какие — нет. Старался ходить на все связанные с электронной музыкой, особенно с привозным диджеем. Их было мало, и каждая новая пати была событием. Больше всего меня впечатлило, когда в ФОК «Звездный» однажды приезжали диджеи из Англии, что-то типа «Пиратской станции», только не с драмом, а с разными стилями музыки. Мы очень ждали, когда можно будет купить первый билет, молились на афишу. В первый же день, как только открылись кассы, мы с друзьями отправились в самую рань за билетами. У меня до сих пор хранится целая куча флаеров тех лет, многие из них с автографами.

Было несколько подпольных магазинов, неизвестных никому: если ты специально не искал электронную музыку, об этих местах было не узнать.

Ломаные ритмы

Первый drum and bass трек я услышал в 1994 году от Владимира Маслакова (DJ Сталкер). Это был какой-то джангловый ремикс на попсовую композицию «2 Brothers On The 4th Floor» – «Come Take My Hand». Я сразу понял, что это мое. А когда он переходил на винил, я приобрел у него первые диски. И хотя он был коммерческим диджеем, все равно периодически устраивал вечеринки в Screen Club на Набережной и играл джангл. Потом начались отличные вечеринки в «Звездном», в планетарии. Там такой был узкий длинный зал, где было невозможно много звука. Вибрации от звуковой волны меня вводили в какой-то транс, я испытывал эйфорию от музыки.
Потом появился интернет, первые файлообменники, peer-to-peer сети, это был совершенно новый мир, и колоссальный скачок для распространения музыки в целом, в том числе drum and bass, и для меня, как для меломана и диджея. Я поглощал музыку гигабайтами и впитывал в себя как губка, обменивался треками с людьми из других городов и стран. Я тогда познакомился со множеством людей со всего света и со временем собрал обширнейшую коллекцию самых современных drum and bass треков. Покупал диски и тоже расшаривал музыку. По сути, я ее воровал, но все тогда воровали. Все изменилось с появлением пластиковых карт и иностранных интернет-магазинов с доставкой в Россию. Тогда появился легальный способ приобретать актуальную музыку, в том числе на виниле.

IMG_2229

«Ротонда»

В «Ротонде» тусовалась вся золотая молодежь города, именно с нее начался серьезный андеграундный движняк в Саратове. Там был звук на основе системы Turbosound. Как-нибудь сходите в «Ротонду», послушайте, какой он: прошли десятки лет, но ничего не изменилось.
Проще всего попасть в клуб было, если на тебе была модная одежда, пирсинг, помогали разноцветные головы — у меня, например, одно время голова была покрашена под шахматную доску. Хотя могли возникнуть проблемы с гопниками, они стояли в той же очереди в клуб, все хотели туда попасть. А перед закрытием клуба хозяева подарили всем месяц или два бесплатных мероприятий, привозили известных диджеев. Людей собиралось столько, что по два-три часа мы не могли зайти внутрь. Никто не писал на стенах гневных комментов. Наоборот. Все скорее хотели попасть туда, обсуждали потом между собой «Ты попал в клуб? Да. Во сколько? В час, а ты? В два».

Янис

Янис – это корифей, серый кардинал нашей электронной сцены. Он коллекционирует самую разную музыку, разбирается в ней, и обладает огромным количеством винила. Когда я был еще студентом, ходил на вечеринки в «Ротонду», где Янис выступал в качестве диджея. На одной вечеринке он поставил джангл, чтобы продемонстрировать, что это музыка не для Саратова и что она никогда здесь не пойдет. В зале заколбасилось два или три человека, я был одним из них.

IMG_2379

Первые мероприятия

Вообще самое первое мероприятие в качестве организатора я провел в 1998 году. Вместе со своим другом детства и его братом мы организовали «Chemical Zone» — вечеринку, посвященную дню борьбы со СПИДом, в бывшем Доме культуры при поддержке администрации Ленинского района. Мы притащили туда огромные железные бочки с бывшего химучилища, раскрасили их ультрафиолетовыми красками, у нас было даже концептуальное танцевальное шоу, где фрики в сумасшедших костюмах изображали, как они борются и побеждают клетки СПИДа. Из диджеев мы пригласили туда Сашу Дормидонтова, Юпитера, SerGee, Mult, Modul, также выступали две группы — Soundflood и Insane. Из администрации к нам прислали двух начинающих диджеев, которые играли с dat-кассет. Одним из них оказался Дима Агрессор. Это было его первое выступление. Там же я познакомился с Вовой Юпитером.

В 90-е годы милиция ко всему относилась спокойно, лишь бы никого не убивали.

В начале двухтысячных Антон Дикарин (DJ ZIK) уже принимал участие в организации мероприятий, где звучал drum and bass, и у него даже был свой винил. В 2001 году мы объединились в промо-группу с ним, Славой (DJ Frost) и Тимуром (DJ Goodzone), которые приехали в Саратов учиться из Нового Уренгоя. Они были энтузиастами, очень хотели устраивать вечеринки, создать тусовку, но не знали как. Сначала мы делали смешанные вечеринки, где играли транс, техно, хип-хоп и drum and bass. Какое-то время перескакивали из подвала в подвал, делали опен-эйры, при любой возможности старались привезти гостя из другого города. В 2002 – 2003 году я познакомился с Шамилем PhazeIn, мы совместно провели несколько прикольных оупен-эйров, в том числе исторически самый первый на Веселом Роджере. В следующем году там состоялось уже глобальное мероприятие — первый фестиваль VolgaOpen. Чисто drum and bass мероприятия мы начали делать в 2005 году.

Азы

Вова Юпитер приобрел в комиссионке недорогой комплект CD-проигрывателей Sherwood, как говорят, вся партия была бракованная, — поэтому их продавали по дешевке. Вова мне показал азы, что такое метка, как управлять скоростью, как понимать, какой трек быстрей, какой медленнее. Пока ты этого не поймёшь, ты не сможешь стать диджеем. Я приезжал к нему в Заводской пару раз, на какую-то ужаснейшую улицу, в широких штанах, а вокруг все парни в кепках, было страшно.
Позднее я съездил в Москву и купил там виниловый проигрыватель Technics, тренировался дома — сводил с компьютером. Постепенно натренировался так, что мог уйти на кухню попить чай, а треки за это время не расходились.

IMG_2204

Мастерство

Ремесло диджея только на первый взгляд состоит из выступлений — на самом деле большую часть времени диджей проводит в поисках достойного материала. Чтобы подобрать по-настоящему хороший сет, приходится отслушать огромное количество того, что не нравится. Мастерство же диджея заключается в том, чтобы этот тщательно отобранный материал правильно преподнести для публики, вызвать у них сильные эмоции. Мне больше всего нравится играть на виниловых проигрывателях на хорошем звуке — тогда слышны малейшие нюансы музыки, но и слышны огрехи сведения.
Вообще, качество звучания имеет для меня большое значение. С drum and bass по-другому невозможно. Однажды в Акварели Nphonix послушал собственный старый трек и с удивлением «заново услышал» какую-то линию инструментов, которую на плохом звуке не слышно.

Magiс

В основном, мы делали вечеринки в «Мэджике» раз в месяц или чаще. Но на тот момент драм не был популярен, кроме нас и десяти человек никому это было неинтересно. Все курили в баре, и было невозможно дышать. А внизу скапливался такой конденсат, что било током от не заземленных пультов. Ты стоишь в кроссовках в соленой жиже, пытаешься подрегулировать частоту, а пульт тебя наказывает. Чтобы заинтересовать людей, записывали и раздавали на дисках треки и миксы. Многих я лично на первые вечеринки привел буквально за руку. Поэтому, когда мне говорят, что drum and bass в Саратове умер, я ухмыляюсь, потому что несколько лет подряд делал мероприятия, куда приходили 40-50 человек, для меня почти ничего не изменилось. Только «Мэджик» мы, безусловно, переросли.
Вообще, андеграудная музыка должна быть андеграундной, она не должна быть популярной, массовой. Когда наступил пик и около «Акварели» стали скапливаться очереди, стали приходить и люди, которым эта музыка не интересна, они просто были на волне, как серферы, шли туда, где модно. Хотя, с ними тоже было очень весело.

IMG_2284
«Акварель» и школа диджеинга

Кафе «Акварель» было культовым местом в принципе и настоящей Меккой drum and bass музыки в нашем городе. Я слышал Funktion 1 во многих местах, но там он звучал великолепно. Там от звука было некуда деться, он был внутри твоего живота. Все здание было специально сконструировано и построено под этот звук. На танцполе можно было прочувствовать музыку на каждой частоте всем телом. И никакой боли, никакого звона в ушах после мероприятия. Это показатель качественной акустической системы.
Попасть в «Акварель» нам позволил, в том числе, и переход на винил.

В Питере и Москве было обилие амфетаминов и других веществ, а в Саратове все выпивали.

Изначально в «Акварели» мы играли вдвоем-втроем всю ночь по три часа, у нас было по 20 пластинок, мы их отыгрывали по несколько раз за ночь. Сначала было неудобно играть с винила, но мы быстро учились, а потом я приобрел аппаратуру и начал тренироваться дома. Учиться ко мне ходили все участники нашего промо-коллектива и в последующие годы мы играли на вечеринках уже вшестером-всемером, соревновались, кто быстрее купит новейший или раритетный винил. Когда привозили гостей, часто выступали back-to-back, потому что уже просто не хватало времени для всех.

IMG_2403

Привозы

Был период, когда мы привозили гостей каждую неделю. В «Акварель» мы привезли Cooh из Болгарии, Counterstrike из ЮАР, Kano из Великобритании и многих российских диджеев и продюсеров. Для меня «Акварель» будет всегда ассоциироваться именно с этим неповторимым периодом.

У нас было даже концептуальное танцевальное шоу, где фрики в сумасшедших костюмах изображали, как они борются и побеждают клетки СПИДа.

Школа

Позже на базе клуба у меня действовала собственная школа диджеев, одно время она пользовалась такой популярностью, что нам не хватало преподавателей. Она действовала еще какое-то время после закрытия клуба. Мы выпустили 30-40 человек, спустя год она закрылась. Самые талантливые ученики выступают теперь с нами, помогают с организацией вечеринок.

IMG_2407

Наркотики

Когда я ходил в «Ротонду», я вообще не пил, потому что был бедным студентом, денег часто хватало только на билет, выпивал два стакана воды и колбасился всю ночь без кофе, энергетиков и алкоголя. В Питере и Москве было обилие амфетаминов и других веществ, а в Саратове все выпивали. Конечно, время от времени встречаются отдельные личности в состоянии не совсем алкогольного опьянения, но это не сравнится с тем, что мне доводилось видеть в других городах, особенно на крупных фестивалях. Мне бы хотелось, чтобы люди колбасились на танцполе от того, что это я так замечательно играю, а не под воздействием наркотиков.

Совет

Если ты хочешь быть диджеем и играть андерграундную музыку или развивать новый, еще малоизвестный стиль музыки, приготовься быть не только диджеем, но и организатором, и промоутером, и спонсором. Если у тебя есть деньги, ты можешь организовать все, что угодно, главное, чтобы у тебя были друзья, одному это невозможно потянуть. Нужно образовывать какие-то сообщества, объединятся, снимать помещения, желательно уже со звуком, и пробовать, что-то делать регулярно. В общем, андеграундным диджеям можно пожелать только веры в себя и упорства.

IMG_2361

Интеллектуальная собственность

Я поддерживаю идею интеллектуальной собственности, несмотря на мое «темное» прошлое. Когда в 2005 году в Саратов приезжала девушка-диджей из Израиля Ади Джей, одна из основательниц Junglistic Sisters, она строго меня отчитала после выступления за то, что я играл треки ее друзей — Noisia — которые еще не вышли. Но потом я исправился, стал покупать винил и цифровые релизы. Я считаю, что во время выступления диджей обязательно должен играть легальный материал. Таким образом, он и композиторов вознаграждает за их труд, и тщательней подходит к отбору материала. В нашем сообществе действует твердое правило, что играем только легальный материал.

Я пробовал писать музыку, но понял, что нужно много усидчивости, нужно бросать работу и вырабатывать свой стиль, а не ручкой крутить случайным образом. Мои друзья «Teddy Killers» с утра до вечера занимаются тем, что пишут треки. Когда ты занимаешься только этим, у тебя нет времени зарабатывать себе на жизнь. И я считаю, что таких ребят нужно поддерживать. Какая-то копеечка им с интернет-магазина будет падать. Хотя многие продюсеры говорят, что музыкантам от этого нет никакой прибавки, потому что драм покупают хуже, чем техно, каким бы ты ни был популярным исполнителем.

IMG_2172

Сейчас

Пока что мы ежемесячно делаем вечеринки в Гранд-Мишель, летом устраиваем приватные оупен-эйры. По-прежнему периодически привозим гостей из других городов. Сейчас drum and bass испытывает спад, который к тому же еще и совпал с всеобщим спадом на клубной сцене. Публика уже пресытилась. За последнее время Саратов посетило множество актуальных музыкантов, состоялось несколько крупных фестивалей, но наряду с этим были и неудачи, которые повлияли на настроения публики. Это характерно и для других регионов России. Мои товарищи-промоутеры из других городов рассказывают одно и то же. Старые схемы по привлечению большого количества народа больше не работают, а новые, еще не выработаны. Но drum and bass все еще развивается, он еще далеко не исчерпал себя. Я уверен, что через какое-то время он выйдет на новый подъем.

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook