Общество

Регион развития. Часть 2. За что Саратов называют культурной столицей Поволжья?

Опубликовано 06 сентября 2016 в 18:13
0 0 0 0 0

Саратовская область много раз переживала счастье и горе, беды и моменты радости. Несмотря на самокритичность местных жителей (скромность, как мы знаем, залог успеха), наш регион каждый год доказывает свою значимость во всех сферах жизни. TSR решил попробовать объять необъятное и попытаться проследить поступательное развитие истории области в социальных, культурных и других векторах. Если первый наш выпуск был про образование, то второй мы решили посвятить развитию культуры. Как известно, Саратов любят называть культурной столицей Поволжья. Утверждение спорное, но не безосновательное – во всяком случае, в прошлом веке многие восприняли его без иронии. 

Вообще, откуда пошло это утверждение? По словам нашего губернатора Валерия Радаева, в начале XX века народ называл Саратов культурной столицей Поволжья. «Мы себе это звание вернули и больше никогда его не отдадим!», — торжественно заверял публику Радаев в этом году на финале первого международного конкурса «Принцесса цирка». Надо заметить, за обоснование этой идеи Валерий Васильевич взялся всерьез, что постоянно звучит в его речах. Так, совсем недавно, 18 августа, на встрече с представителями домовых советов, губернатор упирал на то, что «надо, чтобы жители ежегодно чувствовали изменения. Чтобы нас называли культурной столицей Поволжья». Именно эта формулировка звучала и при увольнении министра культуры Светланы Краснощековой: «А главное, министру не удалось выработать стратегию развития отрасли. Региону, который ставит амбиционную задачу стать культурной столицей Поволжья, нужны современные подходы, прорывные идеи. Мое решение обусловлено необходимостью усилить данное направление в свете начала в области масштабных культурных проектов, в том числе федерального уровня».


Культурная жизнь города и области в современном ее виде начинается, по большому счету, в XIX веке. До этого саратовцы предпочитали, в основном различные увеселительные мероприятия вроде гуляний, ярмарочных распродаж, балаганов и проч.

Ситуация меняется в 1803 году, когда в городе на улице Дворянской (ныне Сакко и Ванцетти) возник первый общедоступный платный театр надворного советника Григория Гладкова. На сцене театра ставилось до 50 различных по жанру произведений за сезон. Однако театр просуществовал недолго – всего 3 года, потому что Гладкова перевели в Пензу. На смену этому заведению в 1810 году пришел крепостной театр губернатора Алексея Панчулидзева, который выстроил специальное здание на Театральной площади (тогда она называлась Хлебной, но специально ради этого дела была переименована). Деревянное здание прослужило несколько десятков лет, а потом сгорело. В 1865 году на его месте появилось четырехярусное каменное здание городского театра – предтечи современного Театра оперы и балета. Вскоре к руководству театра приходит актер и антрепренер Петр Медведев, который выводит театр на новый уровень. Ставятся знаменитые оперы «Иван Сусанин», «Травиата», «Трубадур», «Русалка», «Рогнеда» и другие. В 1928 году театр впервые обзаводится профессиональной труппой, а в годы Великой Отечественной войны пополняется солистами Большого театра. В 1956 году театр впервые выбирается на гастроли в Москву, а в 1975 году главным дирижером театра становится Юрий Кочнев, по сей радующий саратовскую публику своей работой.

Театр оперы и балета. 1880-й год.

Театр оперы и балета. 1880-й год.

Сейчас в репертуаре театра идут такие спектакли как «Жизнь за царя», «Дон Жуан», «Князь Игорь», «Лебединое озеро», «Русалка», «Риголетто», «Севильский цирюльник», «Травиата» и многие другие. Отдельным брендом театра стал Собиновский фестиваль, который не ограничивается только оперой и балетом. В следующем году музыкальный фестиваль пройдет в 30-й раз. Удивительно, но несмотря на многолетнюю историю (многие ли фестивали доживают до 30-летия?), мероприятие до сих пор вызывает живейший интерес и постоянно собирает аншлаги.

О Консерватории мы уже писали в предыдущем выпуске.  Третьим важнейшим музыкальным заведением является Филармония имени Альфреда Шнитке. Она появилась в 1937 году, а в 1946-м обзавелась симфоническим оркестром. В 1991 году по инициативе профессора Анатолия Селянина был создан концертный оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд», без которого невозможно представить нынешнюю филармонию. С 2006 по 2014 год, увы, филармония была вынуждена проводить свои мероприятия на чужых концертных площадках – пожар уничтожил зрительный зал и практически большую часть кровли, зато сейчас обновленное здание радует красотой своих форм. Репертуар заведения отличается чрезвычайным жанровым многообразием: здесь звучит как классическая симфоническая музыка, так и джаз, и народная музыка.7 октября филармония откроет юбилейный, 70-й сезон.

Наконец, не стоит забывать, что музыкальные заведения не ограничиваются только Саратовом. Например, через два года отметит свой 50-летний юбилей Саратовский областной театр оперетты в Энгельсе. В Балаково работает филармония имени Сиропова.

Когда мы говорим о саратовском искусстве как о бренде, то, в первую очередь, вспоминаем театр. Из Саратова родом такие выдающиеся артисты, как Олега Табаков и Евгений Миронов, Борис Андреев и Борис Бабочкин. И Сергей Филиппов, который рассуждал в «Карнавальной ночи» о том, есть ли жизнь на Марсе, тоже родился здесь. А Олег Янковский делал в Саратове свои первые театральные шаги. После его переезда роль князя Мышкина в Театре драмы исполнял Александр Михайлов – тот самый, который играл главные роли в фильмах «Мужики!» и «Одиноким предоставляется общежитие».

Олег Табаков на открытии Фестиваля театров малых городов в Вольске.

Олег Табаков на открытии Фестиваля театров малых городов в Вольске.

Громкие успехи саратовских актеров во многом связаны с Театром драмы имени Слонова. Его предтечей следует считать загородный (на тот момент) летний театр Шехтеля-Сервье в 1859 году. В 1891 году он становится Общедоступным театром, а через шесть лет – Народным. Увы, в 1901 году пожар уничтожает деревянное здание. В 1916 году заново отстроенный театр получает имя Александра Островского, а спустя два года – Карла Маркса. В 1920-е в театре формируется одна из сильнейших трупп в стране во главе с легендарным Иваном Слоновым. Особую роль в истории театра сыграл его художественный руководитель Иван Дзекун, возглавлявший его с 1978 по 1997 годы и стремившийся придать нехарактерные ему ранее черты. В это время ставились «Гекуба» Еврипида, «Макбет» Шекспира, «14 красных избушек» Платонова, «Ревизор» Гоголя и многие другие. Театр драмы, ныне носящий имя Слонова и сегодня остается одним из важнейших культурных очагов Саратова, где ставится как классика, так и современные авторы. Не забывает театра и про своих героев прошлого: в этом году в сквере у драмтеатра установили памятник одному из его ведущих актеров – Олегу Янковскому. Кроме того, раз в два года проходит фестиваль памяти Янковского, на который съезжаются с лучшими спектаклями театры со всей России. Во всех спектаклях обязательно задействованы актеры, родившиеся или работавшие в Саратове.

Другим театром, без которого невозможно представить жизнь города, стал ТЮЗ – первый в мире профессиональный театр для детей. ТЮЗ появился на свет в 1918 году и уже в первые годы там работали выдающиеся представители театра, например, Абрам Роом. Но главным творцом успехов ТЮЗа стал, конечно, Юрий Киселев, который руководил театром с 1943 по 1996 года. За это время он поставил более сотни спектаклей, среди которых, в первую очередь, выделялись «Три сестры» Чехова, «Домби и сын» Диккенса, «Золотой ключик» Алексея Толстого, «Валентин и Валентина» Рощина. Поистине уникальным является спектакль «Аленький цветочек», поставленный еще в далеком 1948 году. Как и филармония, ТЮЗ, увы, тоже сгорел, но к тому моменту уже было введено в эксплуатацию его новое здание, старое же пока находится в стадии реконструкции. Буквально несколько дней назад на площадке перед новым ТЮЗом появился фонтан, а в будущем – еще и памятник Киселеву. Через два года театр отметит свое столетие. Еще один юбилей 13 сентября отметит творческая лаборатория «Четвертая высота» — проекту исполнится 10 лет.

Сдание ТЮЗа на Вольской изначально принадлежало НКВД.

Сдание ТЮЗа на Вольской изначально принадлежало НКВД.

Еще один знаменитый детский театр – театр кукол «Теремок» — зародился некогда в стенах ТЮЗа. В 1936 году группа молодых актеров представила на суд публике «Гусенка», который и стал первым спектаклем нового театра. Поначалу у театра не было своего помещения, актеров, режиссеров, да, в общем-то, ничего своего не было. Только в 1959 году театр получил свое помещение – бывшую лютеранскую церковь на Радищева с залом на 300 мест. Спустя 8 лет театр переехал в специально построенное для его нужд здание на Бабушкином взвозе, где находится и по сей день. Как и все наши театры, «Теремок» тоже имеет свое знаковое мероприятие – фестиваль молодежных театров «32 мая».

Среди других театров Саратова и области нельзя не упомянуть «Балаганчикъ», «На грани», «Версию», Театр русской комедии, театр магии и фокусов «Самокат» (все – Саратов), Драматический театр имени Лебедева и ТЮЗ (Балаково), драмтеатр Вольска, который в этом году принимал Фестиваль театров малых городов России. Нельзя не вспомнить знаменитый в 1990-х АТХ, который раз в несколько лет вновь собирается, чтобы сыграть старый спектакль и неизменно собирает аншлаг. И еще одно уточнение – 31 августа Вячеслав Володин подтвердил, что в Балашове построят новое здание для местного драмтеатра, располагающегося пока в жилом доме.

«Хорошо, что там ничего не продали. В 2018 году будет 100-летие БДТ. Приезжая в Балашов, постоянно слышал один и тот же вопрос – будет ли театр. Валерию Радаеву рассказывал, у меня оставались несколько вопросов еще с того времени, когда в регионе работал. Отсутствие своего помещения у Балашовского драмтеатра — один из них. Поэтому это мой личный проект. Театр должен быть современным, оборудованным. В нем должна быть современная театральная площадка»,

— отметил наш земляк.

Здание театра в Балашове. При Советской власти исполняло роль Нардома — где народ мог обучаться и просвещаться.

Здание театра в Балашове. При Советской власти исполняло роль Нардома — где народ мог обучаться и просвещаться.

Саратов может похвастаться не только актерской школой, но и художественной: Виктор Борисов-Мусатов, Валентин Юстицкий, Алексей Карев, Петр Уткин, Павел Кузнецов, Александр Савинов. В Хвалынске родился один из сильнейших художников России Кузьма Петров-Водкин.

Славится Саратов и художественными музеями. Самым именитым является Радищевский музей – первый в России общедоступный музей. Инициатором его появления был внук Радищева, знаменитый художник-маринист Алексей Боголюбов, не без труда и сопротивления местных чиновников выбивший строительство музея в 1885 году. Ныне музей насчитывает более 30 тысяч единиц хранения, начиная с древнерусских икон, заканчивая современными полотнами. Несмотря на обширную и весьма богатую коллекцию отечественных картин, в музее немалое место занимает и зарубежная живопись. Ныне Радищевский музей размещается сразу в двух зданиях, а также имеет пять филиалов: дом-музей Павла Кузнецов, музей-усадьбу Виктора Борисова-Мусатова, Картинную галерею в Энгельсе, Художественную галерею в Балаково и Музей Кузьмы Петрова-Водкина в Хвалынске. Практически все они молоды. Дом-музей Павла Кузнецова, неформально считающийся также одним из центров современного искусства начал свою работу в 2001 году, годом ранее – музей-усадьба Борисова-Мусатова. В 2002 году филиалами стали музеи в Энгельсе и Хвалынске. И только музей в Балаково является филиалом с далекого 1977 года.

По инициативе нашего земляка Вячеслава Володина в этом году в Хвалынске прошел фестиваль современных искусств, в ходе которого была установлена скульптура Петрову-Водкину. В ходе этого фестиваля так же было анонсировано, что в Саратове на базе провиантских складов братьев Рейнеке все-таки появится центр современного искусства. И это хорошо, потому что фактически единственным действующим центром современного искусства в Саратове на текущий момент является галерея «ИМХО», создаваемая исключительно по инициативе представителей художественного мира.

Судьба многострадальных складов Рейнеке разрешилась: Саратов все-таки получит свой центр современного искусства.

Судьба многострадальных складов Рейнеке разрешилась: Саратов все-таки получит свой центр современного искусства.

Говоря о современном искусстве, грех было бы не упомянуть о саратовских кинотеатрах. Многих из них вроде «Гранд Мишеля» (первого саратовского кинотеатра), «Темпа», «Искры» и «Ударника» уже нет, какие-то находятся на грани закрытия («Пионер» и «Дом кино»), а киноманы все громче озвучивают опасения, что эпоха старых советских кинотеатров заканчивается с приходом мультиплексов. Возможно, это действительно так.

Первая и весьма мощная волна появления саратовских кинотеатров прошла до Революции 1917 года. Так были открыты «Гранд Мишель», «XX-й век», «Везувий» и «Колизей», «Восторг», «Зеркало жизни», «Идеал» и многие другие. Впрочем, ни один из них до нынешнего дня не дожил. Многие из успешно функционировавших кинотеатров не смогли пережить 90-е. Однако, надо заметить, сейчас кинотеатры все равно появляются – речь идет, прежде всего, о мультиплексе «Синема Парк» и «Премьер Фильм».

Важную роль в развитии саратовского киноискусства сыграло появление Нижне-Волжской студии кинохроники, вышедшей из отделения кинофабрики «Пролеткино» («Совкино»). На Нижне-Волжской студии кинохроники ежегодно выпускались новые номера киноальманаха «Нижнее Поволжье», но, как и другие кинотеатры, студию не обошел кризис 90-х. В 2000-е со студии практически не выходили фильмы, а сейчас ее будущее остается под большим вопросом.

Было бы не справедливо обойти вниманием «Саратовские страдания» — ежегодный международный фестиваль теледокументальной мелодрамы, на который съезжаются режиссеры со всего света. В этом году фестиваль пройдет с 10 по 15 сентября в Доме кино. Хочется надеяться, не в последний раз. А фестиваль «Роза ветров» и «Поехали!» станут ежегодными.

Фестиваль

Фестиваль «Роза ветров», июнь 2016 года.

В плане литературы Саратов не имеет такой славной истории, как Орел, Пенза или Казань, не говоря уже про Москву и Санкт-Петербург, но в нашем городе тоже рождались классики. Прежде всего, речь идет о Николае Чернышевском и Константине Федине. Энгельс подарил миру детского писателя Льва Кассиля. В Пугачеве появился на свет Алексей Толстой (который прозаик, а не поэт). Не стоит забывать, что на территории Саратовской губернии родился Александр Радищев и много кто еще. Города хранят память о своих писателях – одним из пунктом туристической программы является посещение музеев Чернышевского и Федина. В Энгельсе – музея Кассиля.

Что касается современной литературной жизни Саратова, то, прежде всего, нужно выделить журнал «Волга» и поэтический фестиваль «Центр весны», на который приезжают авторы со всей России. И «Волга», и «Центр весны» существуют практически на голом энтузиазме их создателей.

И, конечно, было бы несправедливо обойти вниманием музеи Саратова. Помимо упоминавшихся ранее в статье в Саратове существуют этнографический музей, музей боевой и трудовой славы, музей саратовской гармоники, народный музей Гагарина, музей МЧС и многие другие. Но, пожалуй, самым известным музеем Саратова, не считая Радищевский, стоит назвать областной музей краеведения – один из старейших в Поволжье. Он появился в 1886 году, когда была создана Саратовская ученая архивная комиссия, при которой сформировался историко-археологический музей. Впервые экспонаты нового музея были представлены в 1889 году. А вот в нынешнее свое помещение – шикарный особняк Михаила Устинова – музей переехал только в 1930 году. У СОМК была непростая история – в годы репрессий почти все руководство и важнейшие сотрудники так или иначе пострадали от советской власти, а сам музей превратился в политико-агитационное учреждение на долгие годы. Ситуация поменялась после того, как пост директора заняла Мария Малышева.

Саратовский музей краеведения, фото второй половины XX века.

Саратовский музей краеведения, фото второй половины XX века.

Ныне музей краеведения – одно из обязательных для посещения мест города для туристов. Он имеет десять филиалов в области и является, наряду с Радищевским музеем, крупнейшим музеем в Саратове.

Говорить об истории развития саратовской культуры можно бесконечно. И этот экскурс в историю – не более чем беглое перечисление важных фактов. За пределами нашего внимания осталось библиотечное дело, история архитектуры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, история танцев и моды и многое-многое другое. Безусловно, можно было бы подробнее поговорить и о тех сферах, которые мы только пунктиром обозначили в статье. Однако и этого достаточно, чтобы понять: разговор о том, что Саратов – культурная столица Поволжья, не лишен оснований. В прошлом или настоящем времени – решать уже вам.

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook