Saratov Independent Music-2015: что изменилось на нашей сцене?

Здесь не будет долгих разборов концертов, клубной жизни и всех песен, что вышли на нашей земле в прошлом году. Все гораздо проще – мы просто послушали новый Saratov Independent Music (SIM) – единственный в городе ежегодный сборник рок-музыки, который дает общее представление о местных музыкантах.

Начнем с «открывашек», которые возглавляют списки первого и второго диска. По законам жанра они должны быть мощными. На первом диске разместилась запись «Идем вперед» от команды «Отсчёт пошёл», на втором – «Игрушечки» от Ti11y twi5ter. «Отсчёт пошёл», дебютировавшие на прошлогодней презентации SIM, снова записали мощной трек, но от того не перестали быть грамотной калькой альтернативной музыки начала прошлого десятилетия с особо модными тогда Deftones, Adema, Guano Apes и прочими. И вроде ребята предлагают идти вперед, а на деле получается «верните мне мой 2007 2003», а то и более раннее время, ведь у саратовцев явно чувствуются гранжевые нотки.

Иное дело — Ti11y twi5ter или просто «тити», как их ласково называют все. Да и они сами, впрочем, тоже. Уникальная группа для Саратова – в ее составе две Александра, оба поют и оба параллельно играют: на ударных и басу. Конечно, они не первые, кто начал это делать, но в нашем городе аналогов у них по-прежнему нет. Их «Игрушечки» долгое время существовала ВК только в концертной записи и на ней можно было расслышать чей-то голос: «Новый хит». Так оно, в результате, и вышло. Без всякой иронии, но Ti11y twi5ter умудряются оставаться одной из самых узнаваемых местных групп – и дело даже не в формате, а в замечательном ироничном подходе, позволяющем нравиться и любителям веселой музыки, и вполне себе занудным критиканам. Иронии, кстати, не лишены и песни других проектов, в которых участвуют Александры из «Тити»– «Зеленый самолет» и «Секвойяж».


Ну а пока немного занудной статистики: если в прошлом году на белый и черный диск SIM попало непривычно мало песен – 21 и 13 соответственно, то в этом году составители вернулись к более привычному формату 20/20, вернее, 18 (красный диск) и 19 (белый). И если в 2014 цветовое решение маркировало жанр (на белый диск попало то, что полегче, на черный – в основном, метал), то в этот раз снова на выходе получилась мешанина из стилей, а логика расстановки треков не всегда очевидна.

M22b2iH7ub8

Из прошлогодних 34 артистов на новый сборник перекочевало 15, большинство из них – признанные местные звезды вроде Svartstorm или Gonnalon. Впрочем, было бы странно, если бы последние не вошли сюда – гитарист Gonnalon Юрий Швам является одним из организаторов SIM. Единственное, что смущает, это то, что Gonnalon, как и в прошлый раз, записали не самую новую песню. Зато им принадлежит один из главных хитов на альбоме.

Хитов в этот раз, кажется, больше, чем в предыдущий: к названным ранее группам можно смело добавлять треки Convillae, Enola Buy, Плезантвилль (единственная, по сути, не рок-группа сборника), Druknroll, One Missed May и Folk Dimension. «Snow white» последних (или последнего, поскольку всю музыку пишет один человек) так вообще способна удивить – сейчас в нашем городе никто не играет чистой воды пост-гранж. Впрочем, удивишь ли пост-гранжем (пускай и хорошим) кого-нибудь в России? Едва ли. То же самое касается и ряда других групп. В этом и состоит главная, и, по сути, единственная проблема SIM, если это на самом деле можно назвать проблемой – какими бы ни были крутыми отдельные местные музыканты, но общий срез показывает, что мы такие же, как и все. А SIM, по сути, является сборником для двух типов людей – оголтелых квасных патриотов, которые найдут в местной музыке то, чего в ней нет, и историков местного рок-движения, для которых важен сам факт сохранения памяти о том, какими были они и их коллеги много лет назад. Есть и третья категория – подозреваю, самая большая – те, кто просто взял диск на халяву во время презентации: SIM потом будет пылиться на полке и не факт, что они вообще хоть раз заслушают его, ведь сами музыканты уже скинули песни в соцсети. Это все нормально, но обыденно. И очевидно так же бессмысленно, как издание многотысячного тиража собрания сочинений Томаса Манна в СССР – кому, для кого? Вопрос этот, конечно, следует задавать не создателям SIM. Он вообще тонет в пустоте – ведь нет условного министра развития рок-музыки в Саратове, значит, и спрашивать не с кого за то, почему же на главном сборнике города присутствуют приятные, но штампованные песни.

Исключений немного – новый трек Radioaction,  да все те же Ti11y twi5ter – я не спроста так долго их противопоставлял качественным, но стандартным «Отсчет пошел»– эти две группы словно бы символизируют два разных подхода – опору на классиков своего времени и попытку если и не экспериментировать, то хотя бы делать так, как обычно не делают. Для меня, разумеется, именно они дают надежду на то, что в будущем саратовская музыка может стать чуточку актуальней. Но пока таких музыкантов – единицы. Хотя сборник SIM с каждым годом и становится все сильнее, нельзя не заметить, что по-настоящему современных артистов на нем крайне мало, почти что нет, и все острее чувствуется пропасть между нами и Москвой, Питером или Новосибирском.

Музыкальные процессы словно бы проходят мимо Саратова, который пока твердо застрял в середине прошлого десятилетия и, кажется, чувствует себя там вполне комфортно. Наиболее характерный пример – «Wake Up» рэпкорщиков Rec Ways – саратовский аналог Limp Bizkit. Спору нет, ребята очень грамотно косплеят классиков альтернативной музыки, а кроме них и, в меньшей степени, Thomasmoar здесь это никто не делает и потому такой формат тут востребован. Другое дело, что Limp Bizkit сами смотрятся уже несколько лет бесконечно далеким от современности анахронизмом. Вот в чем печаль – саратовская музыка ориентируется на кумиров прошлого. Сваришь ли из этого кашу?

Но не все так плохо. В прошлом году мы как-то разговаривали с Николаем Шадриным – одним из создателей сборника – о том, что в Саратове катастрофически мало стало мелодистов. Этот сборник показывает, что за это время что-то поменялось в головах местных композиторов, и они вновь стали уделять много внимания именно мелодиям. Может, это станет началом чего-то интересного? В любом случае, слушайте местный рок – он не такой уж хороший, но и не такой плохой, как может показаться по рецензии или как наверняка думают снобы, предпочитающие слушать только «самое лучшее». Все в нем есть.

Текст и фото: Андрей Сергеев




в центре внимания Вернуться на главную

цифра дня 91 школьный автобус получит Саратовская область
цитата дня "Саратов – культурный центр Поволжья"
Баннеры с таким текстов в ближайшее время появятся на Саратовских трассах