Развлечения

«Сохраняя и преумножая… Из поступлений 1996-2016». Выставка в Радищевском музее

Опубликовано 28 марта в 16:04
0 0 0 0 0

С этого дня мы вместе с Саратовским художественным музеем имени А. Н. Радищева берем на себя важную миссию — влюбить вас в искусство. Наша новая рубрика будет выходить с периодичностью раз в две недели и рассказывать вам об истории Радищевского музея, его выставках, сотрудниках и о том, чем он живет.

В первом материале сотрудники Радищевского музея постарались доказать вам, что классическое искусство может быть интересным, если исследовать его с помощью современных форматов, а сегодня подробно рассказывают о выставке, которая на днях открылась в музее. a

24 марта 2017 года в Радищевском музее открылась выставка «Сохраняя и преумножая… Из поступлений 1996-2016», которая посвящена одной из самых важных функций музея – научному комплектованию музейных фондов. Это — своеобразный итог музейного собирательства за последние 20 лет. На выставке представлено около 500 предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, редкой книги, архивных документов и материалов. Временной диапазон произведений – от XVII до XXI века.

В большом экспозиционном пространстве, которое начинается с первого этажа и парадной лестницы, объединены памятники «старого искусства», реализм 1930-1980-х годов и произведения живописи, графики и скульптуры разнообразных направлений и течений современного искусства конца XX- начала XXI века. Выставка дает яркое представление о работе музея по пополнению своей коллекции, о концептуальной и научно-обоснованной политике закупочной деятельности Радищевского музея.

Два портрета

Среди многочисленных и разнообразных даров и приобретений, несомненно, эти две картины вызовут особый интерес. Два женских портрета: «Печальная муза» кисти Валентина Юстицкого и «Портрет О.А. Гордеевой» работы Людмилы Бурлюк-Кузнецовой.

«Печальная муза»

Юстицкий В.М._Печальная муза

Картина небольшого размера, почти квадратного формата (картон, масло. 44,8х40), написана энергично, мастихином: крупными рельефными мазками лепится лицо молодой женщины в чёрном платье на фоне оливково-зелёного и разных оттенков коричневого цвета. Имя модели – неизвестно, и, скорее всего, мы его никогда не узнаем. Зато имя автора – художника В.М. Юстицкого (1894-1951) – становится всё более популярным у любителей искусства, коллекционеров, музейщиков. Его детство и юность прошли в Петербурге и Вильно (Вильнюсе). В этих же городах Юстицкий получил художественное образование, а ещё успел перед Первой мировой войной совершить путешествие по Европе, побывал в Париже, Берлине, Вене, занимался живописью и скульптурой.

В «Печальной музе» это чувствуется – молодая женщина с закрытыми глазами написана решительно, как будто «высечена» из дерева или вылеплена из глины. В. Юстицкий не без влияния художников-современников попробовал свои силы на пути кубизма и конструктивизма в пред и постреволюционное время. В 1918-м, после яркого и короткого периода жизни в Костроме, наркомом просвещения А.В. Луначарским был направлен в Саратов. Здесь он также активно участвовал во всех культурных начинаниях: преподавал живопись и рисунок (и его класс был самым «левым»), как режиссёр и актёр участвовал в новаторских театральных постановках, проектировал движущийся мост через Волгу, не говоря уже о творческой работе и участии в многочисленных выставках.

В 1935 году переехал в Москву, создал больший цикл рисунков к 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина, иллюстрации к произведениям В. Маяковского, а также Г. Флобера, Э. Золя, М. Метерлинка, М. Пруста. В 1937-м, на взлёте творческой карьеры, Юстицкий, подобно многим художникам, по доносу был осуждён на 10 лет. Отбывал срок на Севере – в лагерях Карелии и Архангельской области. После Великой Отечественной войны вернулся в Саратов, к семье, но загубленное в заключении здоровье уже не позволяло интенсивно работать – художник прожил после лагерей около пяти лет.

На обороте «Печальной музы» есть бумажная этикетка Галереи искусств в Бруклине. Как картина Юстицкого могла попасть в Америку? Известно, что в 1929 году его работы участвовали в «Художественно-кустарной выставке СССР» по городам США (Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт), организованной Обществом московских художников. Вероятно, в одном из этих городов картина была приобретена американским коллекционером, позже, попала в одну из частных галерей в Париже. А там её увидел, приобрёл и принёс в дар Радищевскому музею знаменитый скрипач и дирижёр Владимир Теодорович Спиваков, которому имя Юстицкого было известно. Дарственная надпись на обороте картины гласит: «Печальная муза» худ. Юстицкий. Дар Саратовскому музею им. Радищева от Владимира Спивакова в память о Д.Е. Хмелевском (Пимен Саратовский и Волгоградский). С любовью к людям. 2003/2004.

Кузнецова-Бурлюк

Кузнецова-Бурлюк Л.Д._Портрет О.А. Гордеевой.

Второй портрет – большой (холст, масло. 117х76,8), эффектный – красивая дама в длинном коричневом платье и кружевной накидке позирует в окружении ампирной мебели и старинного фарфора. Известно и имя автора – портрет подписан: Л. Кузнецова-Бурлюк / X и XI – 1946 г., и имя модели – Ольга Александровна Гордеева (1886-1969), Заслуженный врач РСФСР, окулист-хирург.

В картине явно чувствуется женская рука – только художница могла так подробно, в деталях написать и модель, и интерьер: на стене – старинный портрет в овальной раме, ковер, тарелки, зеркало в рельефной раме из мейсенского фарфора. А на туалетном столе – многочисленные вазы и вазочки, чайницы, затейливые фарфоровые статуэтки, стеклянные флаконы и фужеры.

Людмила Кузнецова-Бурлюк (1885-1968), сестра Давида, Владимира и Николая Бурлюков, в юности получила серьёзное художественное образование в Петербурге. Здесь же встретила своего будущего мужа – талантливого скульптора Василия Кузнецова, в семье родилось четверо сыновей. Но революция перечеркнула благополучную жизнь: после переезда в Аркадак Саратовской области, где от тифа умер муж, художнице одной пришлось «поднимать» детей. Бралась за любую работу – рисовала плакаты, писала на заказ портреты.

Скорее всего, и портрет О.А. Гордеевой – заказной. И ещё, наверное, о нём смело можно сказать – парадный. Возможно, он был написан по случаю получения О.А. Гордеевой государственных наград: на «шоколадного» цвета платье мы видим орденскую планку со знаками ордена Трудового Красного Знамени, медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За победу над Германией». Обилие антиквариата в интерьере – это яркое свидетельство того, что на портрете изображена не просто известный в Саратове врач-офтальмолог, но увлечённый коллекционер.

В 1970 году по завещанию О.А. Гордеевой в Радищевский музей поступило около 850 предметов декоративно-прикладного искусства – мебель, стекло и, особенно много – фарфора, как русского, так и европейского, и восточного производства. Фарфор – старинный, хрупкий, вещи – уникальные, редкие и повседневные. Многие из них находятся в постоянной экспозиции Радищевского музея, экспонируются на выставках.

Портрета дарительницы среди этих произведений не было, он был предложен музею совсем недавно, в 2014 году. Причём, состояние его сохранности хранителями и реставраторами было признано аварийным. Портрет многие годы хранился в гараже – деревянная рама ржавыми гвоздями была прибита с лицевой стороны прямо к холсту, закрывая по периметру участки живописи, мороз и дождь оставили следы на холсте. После реставрации в Радищевском музее он впервые представлен на выставке новых поступлений.

Текст: Людмила Пашкова

0 0 0 0 0