Развлечения

Телевизор навсегда

Опубликовано 17 мая 2014 в 15:30
0 0 0 0 0

Когда-то профессия телеоператора была похожа на профессию диджеев, стартаперов и фрилансеров – неизвестно, выйдет ли из этого что-нибудь толковое. Но безхребетный Рудольф – телеоператор сложной судьбы из «Москва слезам не верит» в 1960е точно знал, что телевидение перевернет жизнь всего человечества. Что не останется ни книг, ни театра, ни кино, а будет одно сплошное телевидение. Он, конечно, может и погорячился, просто нужно было понравиться девушке. Но вряд ли догадывался, что в это самое время в Европе начиналось зарождение целого арт-направления с приставкой «видео-». Ренате Бушманн, директор немецкого института Inter Media Art приехала в Саратов, чтобы рассказать, как происходило становление видеоарта на примере самых знаменательных работ.

08-zen-for-tv

Nam June Paik «Zen for TV »
1963/ Version 1975

Первая выставка, где телевизор использовался как средство передачи художественного месседжа, стала Exposition of Music-Electronic Television. Молодой Нам Джун Пайк на суд посетителей выставил 11 абсолютно обычных телевизоров и пытался воздействовать на телевизионную картинку с помощью разнообразных средств, прежде всего, магнитов. С перемещением магнитов картинка на экране искажалась, создавая абстрактные узоры.

Одной из работ, представленных на выставке, и несколько переделаных в 1975 году, была «Zen for TV». Нам Джун Пайк попытался выразить буддийское понятие «Дзен» с помощью традиционной потребительской техники. Он повернул на 90 градусов телевизионный приемник и установил наверху катушечный магнит, с помощью которого изобразил детальную линию, которая шла через весь экран. Это символизировало понятие вертикальной линии в теории дзен, которая представляет собой точку концентрации энергии. После этого Нам Джун Пайк создал работу «Zen for film». На экране воспроизводилась пустая пленка, которая отображала пыль и царапины возникшие из-за многократного прокручивания пленки. Главной задачей было не представить какую-то историю, а показать, как время сказывается на посыле, который дает художник.

2

Gerry Schum «Fernsehausstellung» LAND ART
1969

Герри Шум поддерживал отношение с немецкими и американскими художниками, которые работали в области «Concept of Art» и «Land Art». «Concept Art» характеризовался мнением о том что искусство должно показывать не только объекты, но и процессы. Художники направления «Land Art» приняли решение выходить за рамки музеев и использовать в качестве пространства для презентации художественных объектов окружающую среду и ландшафты. Эти произведения не могли быть представлены в ограниченном музейном пространстве и подразумевали какие-либо медийные средства для презентации. В 1969 году ему удалось убедить первый публичный канал немецкого телевидения WDR в возможности создания программы телевизионного искусства.

3

Jan Dibbets «TV as a Fireplace»
1969

Программа TV as a Fireplace вещалась тем же каналом WDR в период рождественских  каникул — с 24 по 31 декабря. До этого момента все программы заканчивались в 12 часов ночи, после заключительного обращения к зрителю появлялась картинка и далее не было никаких программ. Но подобный видеоарт изменил сетку вещания – перед заключительной картинкой появлялась заставка — видеоизображение. Название говорит само за себя – «телевидение в качестве камина». Вся картинка на огромных ящиках того времени представляла собой жизненный цикл каминного огня. Поблескивающие угольки, разгорание, постепенное угасание и кучка пепла. Идея художника была изменить восприятие зрителем телевизионного ящика, так как ментально он уже стал сакральным предметом интерьера  словно камин, собирающий всю семью вместе.

4

Ulrike Rosenbach «Glauben sie nicht, dass ich eine Amazone bin»
1975

Видеоискусство стало серьезным подспорьем для художников-перформаторов того времени. Особая, отличительная черта в том, что художник нуждается в публике во время создания произведения. Но с помощью видеотехники появилась возможность зафиксировать эти художественные эксперименты деятелей искусства, воспринять или показать их в другое время, более позднее.Появилась возможность документировать эти события, художнику-перформатору вовсе не обязательно было работать перед зрителями, он мог показывать видеоизображение процесса работы из своей мастерской. Данная работа называется «Не верьте, что я Амазонка». Розенбах использует образ  XV века — Мадонна. С помощью видеотехники художница проецирует свое собственное изображение на лик Мадонны. По тем временам  это была очень сложная техническая задача, она работала с несколькими камерами и мониторами для того, чтобы добиться совпадения своего собственного лица с ликом Мадонны.

В это время активность многих художников сопровождалась  развитием феминизма и движениями, ставившими вопрос о роли женщины в современном обществе. Со стороны художницы это была попытка «атаковать» идеал женской красоты XV века, стреляя в него из лука, словно амазонка. Но так как изображения художницы и Мадонны проецируются друг на друга, она превращает в объект атаки и себя, как бы поставив вопрос о своей собственной роли как женщины в обществе. Разумеется, преимущество работы с видеотехникой по сравнению с традиционной работой с пленкой привело к тому, что можно сразу видеть конечный результат работы, не нужно проявлять пленку, форматировать ее.

Затем появилось много новых средств, которые могли использовать художники. Одним из важнейших технических новшевств было возникновение видеопроекторов в 1990х, которые позволяли проецировать изображение на большие плоскости.

6

Nam June Paik «TV Garden»
1977

Эта работа показывает, что художники работали не только с множеством различных технических средств, но и постарались сделать из них художественные объекты. Нам Джун Паик стал известен тем, что использовал приемники самых разных времен и конструировал из них скульптуры. Или как в данной работе, использовал их в садовом ландшафте.

8

Bill Viola «Sations»
1994

Работа посвящена различным «станциям» человеческой жизни. Всего таких фигур – пять. И все они представляют собой людей в различных возрастных категориях от младенческого возраста до пожилого.Все эти люди погружены в воду. Это должно воприниматься как, с одной стороны, постоянные изменения, которым подвергается человеческая природа, с другой стороны – бессознательное, в котором мы находимся

Мощнейший художественный посыл видеоарта, его абстракнтные и, в то же время чёткие границы не так просто идентифицировать. Но стоит прекратить скептически относиться к современному искусству, как оно тут же становится достойной пищей для разума. Теперь, за следующей порцией эстетического Дзена можно будет поехать в столицу на Биеннале.

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook