Развлечения

Trainspotting

Опубликовано 27 сентября 2014 в 15:24
0 0 0 0 0

В области становится все меньше электричек, да и в целом этот вид транспорта переживает эпоху декаданса. Чтобы ощутить дух транспортного упадка, TSR прокатился на электричке из окраины в центр, перестал бояться и полюбил железную дорогу.

Изгибаясь тонкой лентой, он  появляется из-за поворота, минует гаражи, пеструю осеннюю поросль и строгую симметрию металлических конструкций. Странно, что появление электропоезда не стало сюжетом одного из полотен великих художников, наравне с картинами «Грачи прилетели», «Утро в сосновом лесу» и «Бурлаки на Волге». Впрочем, для большинства современных молодых людей электричка – это воплощенные в реальности «Крик» Мунка и «Американская готика» Гранта Вуда (та самая, где суровый дедуля-фермер держит вилы наготове). По доброй воле не всякий отправится в путь по железной дороге: куда предпочтительнее надежный автомобиль, проверенный автобус или, в случае с отдаленными поездками, самолет. Расписание электричек, принцип их работы и суть их бытия, кажется, знают только носители сакрального знания – те, кому за 40, а то и за 50, те, от кого мы упорно дистанцируемся (что, в общем-то, отвечает законам природы).

Сцены из чернушных российских фильмов — а это большинство современных фильмов о России — маргинализируют и без того безрадостный образ электрички, изображая мрачные дребезжащие вагоны, в которых время от времени пропадает свет, а гопники с заточками высматривают очередную жертву. Эта стигма возникла где-то в 80-90-е годы, когда гопники действительно охотились за шапками и куртками и «мешали жить» Майку Науменко, — возникла и впиталась в наше сознание основательно. Тогда же электрички играли существенную роль в системе общественного транспорта – в 60-е годы добраться из Комсомольского поселка на вокзал можно было только на поезде. TSR отправился именно на станцию «Комсомольский», которая когда-то была ключевой артерией, соединяющей окраину и центр.

Стигма стигмой, но атмосфера на подходе к станции и в самом деле зловещая. По правую руку выстроились ряды сарайчиков и прицепов, в которых, быть может, кто-то даже живет, по левую руку расположена автостоянка, на 30% заполненная ржавыми остовами советских автомобилей. Прямо в гуще деревьев висит деревянная дощечка – видимо, версия баскетбольного кольца, сколоченная ребятами из местного ПТУ. Путь к станции пролегает меж двумя рядами гаражей, густо поросших кустарником. Один из гаражей выгорел до основания, а местные жители заполнили его горами мусора – чтобы не пустовал. На куче покрытых копотью банок, склянок и коробок пирует одинокий пес-голодранец. Издали доносится стук колес.

Станция пустынна, здесь нет ни лавочек, ни людей. Навес по-военному окрашен в серый цвет с красным кантом. Вдвойне нелепо на этом фоне смотрятся детские рисунки белым мелом – утка, рыба, священное дерево Иггдрасиль. За семью замками, за семью печатями, а точнее за плотной решеткой сидит кассир. Вся ее кабинка снаружи обклеена объявлениями – просто глаза разбегаются: льготы, маршруты, абонементы, штрафы, правила пользования, время работы («перерыв с 08:30 до 16:15»). Берем билеты на поезд Карамыш-Тарханы  — городской тариф не превышает 18 р., зонный стоит от 15 до 120 р.  — в зависимости от дальности маршрута. Мы планируем доехать от Комсомольского до вокзала всего лишь на рубль дороже, чем на маршрутке. Поезд по этому направлению ходит два раза в сутки – в 6:37 и 17:12, для ранних пташек и для усталых тружеников.

Пока перрон пуст, пытаемся сориентироваться на местности и понимаем, что совершенно отстали от железнодорожной жизни. Как понять, на какой стороне останавливается поезд? В какую сторону он идет? Строим предположения, используя компас на смартфоне. Дело отнюдь не в топографическом кретинизме, а в отсутствии привычки и порожденных этим сомнениях. Об электричках мы знаем чуть больше, чем ничего. Постепенно подтягиваются люди – пожилая дама и приятного вида джентльмен с работы, юнец в наушниках и с рюкзаком, за углом, стоя на корточках, курит одну за одной парень в «адике». Вспоминаются строчки группы Кино: «Электричка везет меня туда, куда я не хочу».

Поезд прибывает с точностью до минуты, и запоздалые пешеходы кидаются врассыпную перед его громоздким величием. Садимся в ближайший вагон – просторный, светлый, с белым потолком, с правом на надежду. Мягкие синие диванчики расположены друг напротив друга, но очевидно не все готовы к социализации. Как мы и ожидали, большинство пассажиров – это пожилые люди, которые возвращаются с дач и из походов по грибы с тяжелыми рюкзаками, корзинами и сумками. Расцветки бабушкиных платочков можно изучать бесконечно. Некоторые группируются в стайки, некоторые одиноко и печально смотрят в окно, обняв завернутые в газетку гладиолусы. Всё на своих местах. Здесь всем глубоко за 50, и кажется, что здесь пахнет вставными челюстями. На станции «Зуборезный» разом выходит с десяток старушек. Свободных мест становится все больше, их заполняют новые пассажиры, среди которых есть и молодые люди – те, что вовремя поняли — в электричках есть бесспорное преимущество.

Беспокойство нас почти покидает, но его пробуждает голос из динамиков, который неоднократно повторяет «Железная дорога – это зона повышенной опасности», а затем пускается в статистику летальных исходов и хронику кошмаров. Однако в электричке хоть и грязно, но спокойно и безопасно и меньше агрессии, столь привычной в автобусах. За окном мелькают знакомые пейзажи: избушки на фоне строящихся высоток, жилые бараки в обрамлении желтеющей листвы. И все это мягко проносится мимо, мы не подскакиваем на бесконечных «лежачих полицейских», не притормаживаем резко. Более того, ровно через 31 минуту мы прибываем на станцию «Саратов-1 Пасс.», которая располагается в паре сотен метров от вокзала. За полчаса на маршрутке можно доехать разве что ранним утром, часов эдак в 6. С учетом сегодняшней дорожной напряженки путь занял бы 1,5 часа минимум. Приятный бонус для любителей трейнспоттинга.

Удивительно, как вне нашей зоны комфорта и зоны осведомленности работает такой слаженный и надежный механизм. Пока мы проклинаем общественный транспорт, полупустые электрички везут пассажиров из точки А в точку Б – бесперебойно, точно, аккуратно. У электротранспорта пока что есть преданный клиент – пожилые люди, а вот кто заменит их в дальнейшем, пока неизвестно. Сейчас электропоезда переживают период упадка, но, как и многие явления в период декаданса, становятся только прекраснее. В Саратове никогда не будет метро, но есть железные электро-собаки, осенние пейзажи за окном, устойчивый пол, который не уходит из-под ног, и усыпляющий стук колес.

 
Самый простой способ опробовать электричку – это установить приложение «Яндекс Электрички». Только сперва придется узнать название ближайшей к вашему дому станции и понять, что за чем стоит. Например, Саратов-1 Пасс – это вокзал, Вагонное депо – это станция неподалеку от Ботанического сада и т. д. В приложении также можно узнать, сколько минут будет стоять поезд на той или иной станции. А вот будут ли по вагонам разносить пирожки, мороженое или кроссворды узнать, увы, нигде нельзя.

Читатели TSR о своем опыте поездок на электротранспорте:

Антон Ерохин:

На моем примере, от Саратов-3 до работы (район завода Техстекло) гораздо удобнее и быстрее добираться на электричке. Дорога на электричке до станции Молодежная занимает меньше 40 минут (потому что стоянка на Саратов-1 около 10 минут). На 18 автобусе дорога меньше этого времени не займет при любой ситуации (если только все светофоры будут зелеными, без пробок и без других пассажиров). В зимнее время экономия составляет от 30 минут и более.Нравится, что есть расписание и приходить нужно к заранее известному времени, всегда есть свободное сидячее место, даже зимой, в отличие от автобуса, в который порой не получается влезть. У электричек в Саратове огромный потенциал, если только его увидит руководство города.

Анастасия Дрозденко:

Можно сказать, что электричками сейчас я и не пользуюсь. В Саратове не ездила на этом транспорте с самого детства. Но этим летом словно вернулась в прошлое, проделав путь между Петербургом и Лугой. Именно поэтому сложно говорить о приемуществах лично для меня. Но для тех, кто живет в пригороде, а работает в городе, именно этот вид передвижения, на мой взгляд, наиболее приемлем — никаких пробок, четкое расписание, движение без опозданий. А попутчики встречались разные — от маргинальных компаний до «белых воротничков». Будущее, думаю, у электричек есть, в крупных городах безусловно.

Зоя Яковлева:

Опыт езды небольшой, может быть всего раз 15 ездила за жизнь. Преимущество — пробок нет, конечно, это круто, а ещё там хороший воздух, как в трамваях и троллейбусах. Ностальгическая прелесть ощущается в поездах, я в детстве больше на поездах каталась. По-моему, они были всегда и будут всегда, человечество может сменить какой-то вид топлива, но электричеством так и будет пользоваться, и транспорт, от него работающий, никуда не денется. Даже автомобили думают в е-мобили превращать электрические. Может, даже электропоезда станут по содержанию как обычные поезда — с полками, с чаем, этакие дома на колёсах.

IMG_2912_

 

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook