Учитель для России: откровения молодого преподавателя физкультуры

«Учитель для России — это, возможно, самый большой вызов в твоей жизни. Это работа, которая изменит твою жизнь и общество, в котором ты живешь», — говорится на сайте программы, которая призвана помочь выпускникам вузов найти работу по специальности. «Подъемные» в 50 тысяч рублей плюс зарплата учителя — такой вариант устраивает многих. Но все ли так радужно, как описывают ее создатели? О переезде из города в село, молодых энтузиастах и тотальном безразличии системы  сегодня расскажет наш герой, юный учитель физкультуры.

начало

Когда я начал искать работу, на рынке труда, с одной стороны, все было очень грустно, с другой — лучше, чем сейчас. Я долго думал, в какой сфере себя попробовать, пока мне родственники не посоветовали пойти поработать по образованию — учителем физры и ОБЖ. Честно говоря, когда учился в вузе, не думал что когда-нибудь буду работать по профессии, да и у многих, кто со мной учился, были такие же мысли. Большинство студентов не представляли себя в спортивном костюме и со свистком на шее после окончания учебы. Они просто получали высшее образование.

«Зарплата — 25 тысяч и подъемные за работу в сельской местности (50 000) выглядели неплохим стимулом, чтобы уехать в деревню»

И это все из-за того, что профессия педагога сейчас не котируется и все дело, конечно, в мизерных зарплатах учителей. Только некоторые студенты были готовы к работе в школе. Это были в основном те, кто поступил по целевому направлению.

Я начал искать вакансии. Сразу в несколько школ требовались учителя по физкультуре: одна была в городе, две или три в области. В общем, я пообщался с директорами всех школ, понял, что от меня требуется, ознакомился с условиями и зарплатой и выбрал школу в одном из районов области. Подкупило отношение директора, которая действительно была заинтересована в учителе и сама время от времени звонила мне, спрашивала.

Зарплата — 25 тысяч и подъемные за работу в сельской местности (50 000) выглядели неплохим стимулом, чтобы уехать в деревню. Трудностей я не боялся, было желание работать и попробовать себя в этой профессии, делать что-то полезное.

41eff431128177.564252ee4bd81

школа

Первый раз в школу я приехал, когда были каникулы. Показался директору, посмотрел спортзал («Недавно ремонт был! Глава района приезжал на открытие, священник освящал»), инвентарь, столовку, классы. Встретил двух школьниц, которые решили просто зайти поздороваться. Конечно, а что еще в селе делать на каникулах? Меня им представили, причем как полагается, по отчеству, что поначалу было немного непривычно.

«В моем понимании физрук просто не мог быть классным руководителем. Я считал их всегда отдельной кастой, как и трудовиков»

Потом поехали в районный центр в отдел образования. Чиновница долго рассказывала о моих обязанностях, про «подъемные» (можно было сразу взять 50 000 за первый год работы, за второй и третий дают 40 и 30, соответственно). Если увольняешься, например, не доработав год – «полтос» возвращаешь. Поэтому я решил, что не буду их сразу брать. Еще она сказала, что будут оплачивать мне жилье и пожелала удачи. Договорились на том, что я месяц буду приезжать на уроки и если их все устроит, меня оставят и сами найдут, где мне жить.

Оказалось, что я буду вести не одну физру, как было написано на сайте вакансий, а еще ОБЖ и кружки. Но неожиданнее всего было то, что меня сделали классным руководителем. К этому меня жизнь не готовила. В моем понимании физрук просто не мог быть классным руководителем. Я считал их всегда отдельной кастой, как и трудовиков. Они неприкасаемые, у них свой мир: им завидуют другие учителя, они ходят в спортивках и кроссах, не пишут ничего на доске, работают на свежем воздухе и все такое.

67221331128177.564252ee4aa79

зарплата

Моя зарплата складывалась из часов, уроков, количества детей, проведения кружков, классного руководства и еще чего-то. Какие то коэффициенты и прочая чепуха. Короче, так как я педагог без опыта, коэффициентов, портофолио и всего остального, мне полагалась зарплата на 6 тысяч меньше, чем обещали. А через полгодика, когда соберу портфолио, будет выплачиваться сумма, на которую шел работать.

«Одна учительница начальных классов получала 7 тысяч и ездила на работу из другого села»

 

Кстати, больше меня в школе зарплата была только у директора и завуча. Учитель мог работать 20-25 лет, а зарабатывать копейки, несмотря на стаж и опыт. К примеру, одна учительница начальных классов получала 7 тысяч и ездила на работу из другого села.

c0b1c431128177.564252ee4866d

жилье

Я потихоньку привыкал, осваивался, в общем, с чистой совестью занимался тем, чем должен был. Шла третья неделя, и я решил узнать у директора на счет жилья. Она мне сказала, что пока в деревне не сдается жилплощадь и сама она не знает, где искать дом. Я решил взять все в свои руки. Мне помогли коллеги, сказали, что есть одна бабуля, которая берет к себе квартирантов. Сходил к ней после уроков, она рассказала про свои порядки и размер оплаты (3 000 в месяц), который, на тот момент меня не сильно беспокоил, потому что жилье мне обещала оплачивать администрация.

f350e431128177.564252ee49968

дети и коллектив

С детьми не было особых проблем. Понятно что все разные, по-разному воспитывались, если еще воспитывались. Много детей из неблагополучных семей, которым родители не уделяли должного внимания. Они искали какую-то отдушину в том, чтобы побегать, поиграть. И для этого с ними надо было проводить больше времени. Дети все чувствуют и видят, как к ним относятся.

«Был такой случай, когда школьник впервые увидел Волгу и закричал: «Море!»»

Они не видят ничего кроме своего села, и просто не знают, на что ориентироваться и на кого равняться. На экскурсии их не вывозят, в Саратове бывают редко. Даже был такой случай, когда школьник впервые увидел Волгу и закричал: «Море!». У некоторых из них даже не было учебников и немногие родители могли их приобрести. Элементарные кеды для занятий в зале тоже были не у всех.

Детям я мог показать абсолютно все: как по мячу бить правильно, как на лыжах ехать «коньком», как в волейбол играть и так далее. Никаких насмешек с их стороны (как часто бывает с учителями физры, которые не могут подтянуться) не было.

Придумывал что-то новое на уроках, старался подходить творчески. В спортзале стоял музыкальный центр, и чтобы немного взбодрить малышню включал «Die Antwoord»и «DJ Oguretz». ОБЖ проводил, стараясь брать какие-то случаи из жизненного опыта. Часто на интерактивной доске что-то показывал. Визуальный показ куда лучше нудной писанины.

Коллектив тоже был абсолютно адекватный. В основном одни женщины бальзаковского возраста. Кроме меня из мужиков – завуч, которого дети особо не уважали, называли по имени, и еще один учитель.

1f644531128177.564252ee47115

проблемы

Время шло, в декабре я начал спрашивать по поводу оплаты за жилье. Директор была в администрации и сказала, что до нового года им не до этого и так забот хватает, а вот после — этот вопрос они непременно решат. После праздников всем снова было не до этого, все затягивалось и платил я сам с мыслями о том, что мне мои затраты компенсируют. Шло время, а мои сомнения на счет их порядочности только подтверждались. Наступил март, директор вызвала меня к себе и сказала, так, немного виновато, что оплачивать квартиру они мне не будут, так как денег в администрации нет (удивительно). В принципе, я уже был готов к такому развитию.

Из администрации постоянно присылали бумаги по проведению разных соревнований. Причем они были абсолютно нелогичного содержания. Складывалось ощущение, что те, кто их составлял, были просто некомпетентны в этом вопросе. Приведу пример: в районе всего две больших школы, а остальные — маленькие. Одна может посылать на соревнования команду из десятерых 9-классников (по их регламенту), а другая, маленькая, нет — потому что 9-го класса там просто либо нет, либо в нем учатся всего три человека. А требования были для всех школ одинаковыми и никто не хотел в этом разбираться. Прислали бумагу — выкручивайся как хочешь.

d3025531128177.564252ee4e53e

конец

Я мог бы уволиться еще в марте, как только мне отказали в оплате жилья, но решил доработать до конца, чтобы не бросать свой класс. В деревне особых занятий нет, а зимой многие приходили на каток, который я сам заливал, играли в хоккей (приходила даже одна девчонка). У многих детей не было коньков и приходилось играть без них. Я давал им клюшки, которые с трудом выпросил у главы села, и мы устраивали матчи. Клюшки были самые дешевые и через две недели «эксплуатации» они начинали ломаться, щепки летели в разные стороны. Но мы были рады и такому инвентарю. Рады тому, что он хотя бы есть.

«Я приехал в деревню из города со стремлением работать и заниматься с этими детьми, что у меня неплохо получалось. Но если у местной власти нет желания поддерживать таких людей как я, то в результате в проигрыше остаются дети»

Учебный год подходил к концу, я подал заявление на увольнение. Директор меня оставаться не уговаривала (она вообще не особо отстаивала интересы своих работников и должным образом их не защищала, главное — самой не потерять место). Переживали из-за моего ухода лишь учителя и местные жители, чьи дети у меня занимались.

Все эти разговоры о том, что в школы требуются молодые специалисты — полная туфта. Если бы они были нужны — за них бы держались, отношение было бы другое. Я приехал в деревню из города со стремлением работать и заниматься с этими детьми, что у меня неплохо получалось. Но если у местной власти нет желания поддерживать таких людей как я, то в результате в проигрыше остаются дети.

в центре внимания Вернуться на главную

фото дня Саратов для котиков
Антон Стариков
цитата дня «После ремонта театр преобразился. Он стал светлым и словно прозрачным. Гримерные стали шикарными, у зеркал сделали дополнительное освещение. Надеюсь, что участники фестиваля по достоинству оценят преимущество нашего второго дома», -
заслуженная артистка России Нина Зверева о Вольском драмтеатре