Устный счет. Интервью с разработчиком мобильного приложения

Если с математикой у вас большие проблемы, а таблица умножения для вас словно лабиринт Фавна, это приложение точно поможет вам наверстать упущенное и стать увереннее в своих арифметических возможностях. Приложение «Математика: Устный счет» сделано как интерактивный учебник и математическая игра, где можно подробно ознакомиться с каждым методом устной арифметики, а затем закрепить его на практике, пройдя разные типы тренировок. TSR встретился с его разработчиком – Андреем Степановым и узнал, как создавалось приложение, с какими трудностями при этом пришлось столкнуться и, главное, в который раз убедился, что учиться никогда не поздно.

Расскажи немного о себе. Как попал в компанию, сколько работаешь тут и чем занимаешься?

Началось все еще со школы. Я учился в ФТЛ (прим.ред. – физико-технический лицей) и именно там увлекся программированием. Сразу решил, что Москва и Питер не для меня. Не хотел я уезжать из Саратова и решил, что хорошее образование можно получить и здесь. После ФТЛ с легкостью поступил в СГУ на КНиИТ (прим.ред. – факультет компьютерных наук и информационных технологий). Будучи на 4 курсе попал в компанию Grid Dynamics на позицию java-программиста. Пролетело уже 7,5 лет работы в компании, за это время вырос до Senior Delivery Manager – это уже не программирование, а ответственность за поставку программного продукта в срок, то есть это менеджмент команды и работа с заказчиком. Когда я перешел в менеджмент, у меня уже не оставалось времени на написание кода. И очень не хватало тех ощущений, которые ты получаешь, когда находишь решение поставленной перед тобой задачи, реализуешь его в коде и видишь, что это работает.

IMG_4607

И поэтому ты решил заняться разработкой мобильного приложения?

Всегда искал путь вернуться в разработку. Это и привело меня к идее разработки мобильного приложения для Android. Плюс к этому меня подтолкнул мой школьный друг, с которым мы учились в ФТЛ. Он уехал в Москву и сейчас работает в области дистанционного образования. И вот где-то год назад у нас с ним родилась идея написать приложение для обучения устному счету. Так и появилось на свет Android-приложение «Математика: Устный Счет». От друга пришла начальная идея, которую я поддержал. На него легла ответственность за разработку теории приемов устного счета – это, конечно, не что-то придуманное с нуля, а известные практики, которые он объединил, доработал и структурировал. Я же отвечал за программную реализацию и дизайн.

Что вы учитывали при разработке «Устного счета»? На что делали акцент?

В первую очередь мы провели анализ аналогичных приложений, чтобы понять их слабые стороны и сделать на них свой акцент. Делать приложение с аналогичной функциональностью для нас не имело смысла. После анализа мы сфокусировались на трех областях: подробное и понятное описание приемов устного счета, разнообразные тренировки с игровыми элементами и дизайн. Каждая из областей требовала приличного количества времени, в связи с чем наш первый релиз приложения появился в Google Play только через 9 месяцев, в сентябре 2015 года.

То есть это приложение для всех, а не только для детей?

Да, приложение задумывалось для всех возрастов. В нем есть как базовые приемы по операциям с однозначными числами, так и очень продвинутые методы по работе с двузначными числами. В нашем арсенале есть также приемы устного счета над трехзначными числами, которые будут выпущены чуть позже. Анализ пользователей приложения подтвердил, что оно получилось универсальным. Приложение переведено на 6 языков: английский, немецкий, французский, испанский, итальянский и португальский. Со всего мира к нам приходят люди всех возрастов. К сожалению, нельзя получить статистику по пользователям, чей возраст меньше 18 лет, но среди пользователей старше 18 лет больше всего людей в возрасте 25-34.

Получается, что это твое первое мобильное приложение?

Да, поэтому не обошлось и без ошибок. Уже после разработки мы поняли, что 9 месяцев – это слишком долго. Мы очень много сил и времени вложили в первый релиз приложения, так как хотелось выпустить качественный, оттестированный продукт, который будет нравиться пользователям, а не собирать негативные отзывы и сообщения об ошибках. Хотя можно было бы прибегнуть к кардинально противоположному подходу, выпустив версию с минимальным функционалом и дизайном. А поиск ошибок делать за счет первых пользователей. Думаю, здесь нужен компромисс между двумя крайностями.

Вторая ошибка, которую мы совершили, вытекла из нашего желания сделать описание каждого приема устного счета максимально подробно с текстом и большим количеством примеров. Уверен, что благодаря этому у нас есть преимущество среди конкурентов, но есть и обратная сторона медали — очень сложно осуществлять перевод приложения на другие языки. Мы смогли перевести теорию на английский, а вот с переводами на другие языки стало сложнее. Мы вынесли урок из этой ошибки и теперь переделываем текстовое описание приемов только на диаграммы.

«Устный счет» сейчас только на Android. Планируете расширяться?

Пока мы поддерживаем только платформу Android. Но и здесь мы сделали версию не только для телефонов и планшетов, но и для Smart Watch.

round_rus-1

Если говорить о выходе на другие платформы — iOS и Windows Mobile, то здесь есть одна сложность. Основная проблема в том, что мы написали приложение для Android с использованием Android SDK и языка программирования Java. Приложение на 90% завязано на UI-элементы Android и следует концепциям Material Design (дизайн для устройств Android). Перевод приложения на другую платформу требует по большому счету его полного переписывания на соответствующем языке программирования. Для iOS это Objective-C, для Windows Mobile — C#. Поэтому для себя мы решили, что сначала надо довести до ума версию на Android, и в случае ее успеха переводить проект на другие платформы.

А как продвигать приложение в Маркете? Там же такая огромная конкуренция. Есть какие-то секреты?

Когда мы только попали на Маркет, наше приложение было на 140 позиции по ключевому словам “устный счет”. Конечно, его никто не мог найти. И мы начали работать над оптимизацией видимости нашего приложения в Google Market. Есть отдельная теория и практика, как продвигать приложение в маркетах, которая называется ASO (app search optimization). Аналогично и для iOS, но все же есть своя специфика. Задача максимум — это вывести приложение на первые позиции в поиске по релевантным вашему приложению ключевым словам. Иначе маловероятно, что кто-то будет листать 140 приложений в поисках вашего. И в первую очередь на индексацию по ключевым словам влияет правильное название и описание приложения. Проще всего проанализировать конкурентов и “напичкать” максимум релевантных ключевых слов. Дальше нужно просто ждать результатов, так как магия индексации в Google Play еще до конца не изучена. В нашем случае примерно через месяц-два мы смогли подняться в топ, и сейчас “Математика: Устный Счет” на первом месте российского поиска по фразам «устный счет», «счет в уме» и по некоторым другим связанным фразам. Это, на мой взгляд, очень большое достижение. Аналогичное нужно делать в топах в других странах, если у вашего приложения есть перевод на другие языки.

IMG_4593

Но на этом продвижение приложения не заканчивается. Мало попасть в топ приложений, надо добиться, чтобы среди всех приложений в топе пользователь выбрал именно ваше приложение. И тут уже главную роль начинает играть иконка приложения. От ее красочности и привлекательности будет зависеть переход пользователя на страницу с вашим приложением. Мы подтвердили это на практике, сравнив количество переходов пользователей на нашу страницу с использованием старой (слева) и новой иконки (справа). Новая иконка понравилась всем намного больше.

И даже приведя потенциального пользователя на страницу приложения, нельзя поставить точку в оптимизациях. Конечная цель — сделать так, чтобы пользователь установил его. На финальное решение очень сильно влияют скриншоты приложения. Они должны делать акцент на основных преимуществах приложения, показывая его функциональность. Наличие короткого видео, демонстрирующего работу приложения в действии, будет хорошим бонусом. И что самое интересное — даже то, какой скриншот стоит первым, может сильно повлиять на конверсию просмотров страницы приложения в установки. Мы проводили эксперименты с первым скриншотом, где половине посетителей страницы приложения показывали пример умножения 8 * 5, а другой половине — сложение 26 + 45. Эксперимент показал, что во втором случае мы получили на 40% больше переходов из просмотра страницы в установку, а это достаточно серьезный прирост.

А сколько у вас сейчас скачиваний?

За 5,5 месяцев мы получили 24 тысячи установок, каждый день к нам приходят около 450 новых пользователей. Это конечно немного, но и специфика нашего приложения достаточно узкая. Есть приложения-конкуренты, которые за 2-3 года получают до 5 млн установок, поэтому нам есть над чем еще работать. Одно можно сказать с уверенностью — область образования очень востребована, поэтому стоит ожидать все большей конкуренции, в которой выживет сильнейший.

Важную роль играет не только количество новых пользователей, но и процент возвращающихся на следующие дни людей. Сейчас мы планируем сфокусировать свои усилия на то, чтобы улучшить этот процент.

А отзывы вообще пишут? Просят что-то добавить или изменить?

Да, конечно. Оценки и отзывы приходят со всего мира. Сейчас у нас около 200 оценок, из которых 80 с отзывами. Рейтинг приложения 4,6 из 5. Очень приятно получать слова благодарности от наших пользователей, когда человек говорит: «Ребята, спасибо вам, благодаря вашему приложению я на работе теперь быстрее считаю». Такие отзывы согревают душу, ради этого мы и сделали наше приложение.

В приложении есть функциональность «отправить письмо разработчикам». Одно время я не проверял почту, открыл ее на январских праздниках и увидел 15 писем с благодарностями и просьбами что-то улучшить. Все предложения пользователей мы добавляем в список, анализируем и приоритезируем. Иногда пользователи сообщают о найденных ошибках или опечатках, что очень помогает нам. Как бы качественно мы ни тестировали, но это не заменит 24 тысячи тестировщиков.

Расскажи теперь о самом процессе создания приложения. Для многих – это загадка.

Создаются приложения достаточно просто. Если хочется попробовать написать свое собственное приложение, то стоит выбрать платформу Android, потому что это гораздо бюджетнее. Ты покупаешь единоразово лицензию разработчика под Android за 25 долларов, и она позволяет публиковать сделанные тобой приложение в Google Play. Конечно, можно обойтись и без покупки лицензии, но тогда ты сможешь публиковать приложение только в другие бесплатные маркеты, а основной поток пользователей идет с Google Play. Дальше требуется компьютер, на который нужно поставить бесплатные инструменты разработки. В случае с Android разработкой весь код пишется на языке Java, для удобства разработчиков создали специализированную среду разработки Android Studio, в которой легко верстать дизайн и отлаживать ваше творение. Android Studio сама скачает нужные библиотеки для Android разработки. Для разработки и отладки не требуется даже устройства с Android, есть эмуляторы телефона, планшета и умных часов, которые можно установить на ПК. В Интернете есть отличные курсы от Google, которых должно быть достаточно для начала.

Какие можешь дать советы начинающему разработчику?

Начинать можно даже с нулевым вложением, не покупая никаких лицензий, особенно если ты хочешь понять, твое это или нет. Бояться не стоит – стоит пробовать. Желательно реализовать прототип своей идеи, показать друзьям, выложить куда-нибудь, получить первый фидбэк от живых пользователей – это позволит на раннем этапе сделать необходимые корректировки и проверить жизнеспособность идеи.

Еще один совет начинающим разработчикам – это читать и изучать правила продвижения приложений в Маркетах. Основные моменты я попытался осветить, но эта тема заслуживает отдельной статьи. У тебя может быть очень классная идея, но из-за огромной конкуренции и отсутствия правильного продвижения твое приложение может затеряться на просторах Android-маркетов, так и не получив признания. Сейчас основная проблема — это недостаток новых свежих идей. Но даже если такая идея у тебя есть, то это как неограненный бриллиант — без правильного ASO он не засверкает.

IMG_4587

А что сейчас больше всего популярно на рынке приложений? Что скачивают чаще?

По статистике, которую предоставляет ресурс AppBrain, топ категорий, в которых больше всего приложений, выглядит следующим образом:

Screen Shot 2016-03-01 at 14.45.32

Как видим, больше всего приложений в категориях “Образование”, “Стиль жизни” и “Развлечения”. Это, конечно, не значит, что приложения из категории “Образование” самые популярные, но зависимость здесь есть. На спрос всегда есть предложение.

Как обстоят дела с разработками в Саратове? У нас много разработчиков?

Учитывая тот факт, что тебе для того, чтобы стать разработчиком под Android, кроме компьютера ничего не нужно, то разработчиков по всему миру огромное количество, и Саратов не исключение, я уверен. К сожалению, нет такой статистики, которая позволяла бы увидеть число разработчиков по городам. Например, в саратовском офисе компании Grid Dynamics сейчас работает около 150 человек, и примерно 10 человек занимаются мобильной разработкой в качестве хобби. Я думаю, что разработка для мобильных устройств будет становиться все популярнее с каждым годом.

Поделись своими дальнейшими планами. Будешь разрабатывать что-то новое? Или как-то улучшать «Устный счет»?

У нас большой список еще невоплощенной функциональности и идей по улучшению приложения. Первым делом мы хотим заменить все текстовые описания приемов на легкие в понимании схемы и диаграммы.

Дальше у нас в планах сделать онлайн-игру: когда ты можешь соревноваться со своим другом или случайным соперником. И еще одна интересная вещь, которую мы заметили: пользователи больше видят в приложении игровой формат – им интересно порешать простые примеры и набрать побольше баллов, поэтому мы решили добавить еще больше игрового процесса в приложение. Это будет виртуальная карта с персонажем. Человек, решая примеры за определенное время, сможет открывать новые задания и проходить дальше по этой карте.

Главная цель – это довести первое приложение до логического конца. Увидеть, что мы реализовали все задуманное, пользователи довольны, аудитория растет и тогда уже переключиться на воплощение новых идей.




в центре внимания Вернуться на главную

видео дня "Чайф" приглашает на концерт в Саратове
Мегафон
цифра дня 50 тысяч рублей заплатит саратовец, смывший в унитаз том своего уголовного дела