Общество

«В гитаре все должно быть прекрасно» — гитарный мастер Евгений Крашенинников

Опубликовано 10 июля в 15:59
0 0 0 0 0

Все началось в 1991 году, когда Евгений взялся модернизировать, как он говорит, «гитароподобное изделие» под названием Тоника 1968 года. За необычную форму корпуса ее даже называли крышкой от унитаза. После он попробовал сделать гитару с нуля и дело пошло. Но вышло так, что на некоторое время ему пришлось прекратить свою деятельность. Правда, уже в 2000 году он возобновил свою работу. Сначала мастерской служила одна из комнат в его доме, а через год появилась и собственная мастерская. Сейчас в его арсенале 110 электро и 31 акустическая гитара.

Нам удалось пообщаться с гитарным мастером Евгением Крашенинниковым. Он рассказал нам, как влияет энергетика клиента на производство гитары, как создается правильное звучание музыкального инструмента, зависит ли звучание гитары от исполнителя и о многом другом. 

В чем преимущество ваших гитар?

Не преимуществом, а, скорее, особенностью  является то, что каждый инструмент эксклюзивен, так как создан в единственном экземпляре. При изготовлении гитар, в основном, применяется ручная работа. Для менее ответственных операций есть оборудование ведущих в этой области фирм, которые я постепенно приобретал в течение десятков лет.

Комплектующие, применяемые при создании гитар, приобретаются на постоянной основе у поставщиков, работающих с фирмами – лидерами в этой области. Древесина используется как традиционно применяемых в гитарном производстве пород, так и экзотических с обязательной выдержкой от пяти до семидесяти и более лет.

К слову, вот некоторые «фишки» в области конструкции акустических и классических гитар, которые я применяю при создании моих инструментов: система пружин верхней деки концепции Майкла Каши, усиление корпуса при помощи «летающих» пружин системы Джима Вильямса, купольная верхняя дека, «колотые» пружины, встроенный армрест, шейка грифа с «анатомическим» профилем, комбинированное финишное покрытие (полиуретановый лак + шеллачный лак или тунговое масло), отсутствие пятки грифа, полное или частичное скаллопирование накладки грифа, возможность изготовление мультимензурной накладки («веер»), мультирадиусная накладка, изготовление головки грифа по принципу «итальянского замка», обечайка с фазоинверторами, двойная нижняя дека-антидемпфер и многое-многое другое.

От кого, по вашему мнению, больше зависит звучание — от гитары или гитариста?

Есть хорошее популярное видео на YouTube: Александр Пушной при помощи «слепого» теста сравнивает дешевую китайскую гитарку и дорогой брендовый инструмент. При этом ощутимой разницы на слух не замечается. И это все, во-первых, благодаря исполнительскому мастерству и таланту этого гитариста. Во-вторых, сам инструмент, несмотря на цену и происхождение, звучит вполне породисто.

Конечно же, есть криво собранные экземпляры гитар, которые не только отвратно звучат, очень неудобные в работе, но и к тому же отчаянно не строят. Тут  мастерство исполнителя, просто, будет бессильно!

И, в свою очередь, очень качественный инструмент поможет отлично проявить талант гитариста и вдохновить его на творчество. Так что, зависимость где-то 50 на 50.

Какими методами вы руководствуетесь, разрабатывая гитары? Это какие-то научные методы, чей-то опыт, который вы переняли, или это исключительно ваши наработки, идеи и умения?

В своем творчестве я полагаюсь на накопленные и вновь приобретенные знания в этой сфере, ну и, конечно, никак нельзя отбрасыватьинтуицию и здравый смысл. На заре моей гитаростроительной деятельности источниками новой информации были: общение с гитарными мастерами (благо дело — таких было несколько), журналы «Юный техник», «Моделист-конструктор» и специальная литература (которой было ох как мало, но при желании все-таки можно было найти), визуальное изучение устройства фирменных инструментов, которые иногда  попадали мне в руки, и, естественно, метод собственных проб и ошибок.

В совершенствовании работы с деревом, а именно — в практическом плане, мне очень помогло  сотрудничество со столярами — краснодеревщиком и модельщиком.

В настоящее же время, благодаря интернету, проблем с поиском необходимой информации нет. Я постоянно слежу за новшествами в своей профессиональной области, а многие мои друзья и знакомые, зная об этом, часто «подбрасывают» мне что-нибудь новое и интересное!

Можете ли вы описать свои представления о звучании, которые пытаетесь реализовать при создании гитары?

Перефразируя афоризм писателя А. П. Чехова, скажу, что в гитаре должно быть все прекрасно: и внешний вид, и качество строя, и красивый тембр, и удобство в игре. Единственно, тембровая окраска звучания — дело строго индивидуальное и часто субъективное. Конечно же, все будет зависеть от задач, которые возложены на конкретный инструмент. Для разных стилей музыки требуется гитара с определенными звуковыми характеристиками.

Абсолютно универсальных инструментов не существует. Т.е. нет плохо звучащих гитар, есть — разнозвучащие.

Каким образом можно достичь правильного звучания при создании гитары?

Например, в электрогитаре, влияет на звук практически все: порода древесины и корпуса и грифа; тип корпуса; способ крепления грифа; тип струнодержателя или тремоло; конфигурация и тип звукоснимателей; электрическая схема; материал и диаметр струн; величина мензуры и строй; цвет (на уровне психофизикии).

Исходя из этих параметров, можно создать инструмент с необходимыми для конкретного стиля музыки характеристиками. С акустическими гитарами все гораздо сложнее.

Как вы производите общую настройку инструмента?

Гитара является темперированным инструментом, отсюда все проблемы  с идеальным строем. Некоторые фирмы пытаются бороться с этой проблемой: устанавливают изогнутые лады, делают компенсацию на верхнем порожке, но, в большинстве случаев, это не решает вопрос. К тому же,  эталонных струн в природе не существует. Поэтому задача — сделать настройку гитары по максимуму приближенной к идеалу.

В среднем значении даже приходится жертвовать некоторыми интервалами. Это касаемо настройки строя. Еще необходимо отстроить такие геометрические параметры, как линейность грифа, высоту струн над первым ладом и над всем  грифом, соосность струн относительно краев накладки грифа и уровень всех ладов.

Настройка верхней деки акустической гитары — особая тема, которую в формате этого интервью раскрыть, к сожалению, не получится.

Как вы отбираете древесину для своих гитар?

При выборе дерева я стараюсь не экономить, а применять материалы только хорошего качества. Являясь в прошлом профессиональным столяром, к выбору древесины подхожу, опираясь на достаточный опыт и знания в этой области. Дерево, помимо необходимой влажности, должно  быть еще и с длительной выдержкой и чем больше, тем лучше. Я применяю от пяти лет и старше (в наличии есть запас материала с более чем, семидесяти и столетней историей)/ Также имеет важное значение способ распила заготовки, т.е. расположение и линейность волокон.

Расскажите о ваших работах за последнее время.

Недавно закончил трехлетний труд по созданию 12-ти струнной акустической гитары (модель «Julia»). На ней я отработал много новых конструктивных моментов, которые я буду обязательно применять в последующих акустических гитарах. На моем сайте вы можете посмотреть подробный фотообзор. 

На стадии завершения электрогитара модели «Alien». Создается она по концепции той самой гитары, которую удалось вручить в 2016 году одному из величайших гитаристов современности Стиву Ваю. Произошло это, благодаря идее и содействию Романа Мирошниченко, который с ним хорошо знаком и часто выступает на совместных концертах. Не упускаю лишней возможности еще раз поблагодарить его за это! В дальнейшем я планирую на основе этой модели создавать серийные инструменты.

В стадии изготовления еще один интересный инструмент (модель «1880»). Называется она так по возрасту дерева, примененному для ее изготовления. По этой теме также будет широкий фотообзор на страницах моего сайта.

В моей мастерской скопилось много начатых, но не завершенных проектов. Со временем, по мере возникновения свободного времени, буду их заканчивать.  Есть, например, электрогитара — «банка» для рокабилли, сделанная полностью из дерева зебрано. Название для нее, правда, пока еще не придумал.

Что чаще заказывают – дизайн от автора, свои проекты или копии?

Были заказы в равной степени по всем трем пунктам. Т.е. приходили заказчики и со своими готовыми проектами и такие, которые на вопрос «Какая нужна гитара?» отвечали — «Не знаю… Но очень хочу!» В этом случае я часто предлагал разработанные лично мной модели.

По копиям, в основном, либо хотели просто сэкономить (а это, как правило, в основном невозможно), либо копию очень редкой гитары, либо добавить в известную модель немного чего-то своего, индивидуального.

Энергетика клиента может повлиять на вашу работу над инструментом?

Да, конечно, энергетика заказчика оказывает огромное влияние на процесс рождения инструмента. В одном случае это может вдохновить и подвигнуть на интересные идеи и новаторские конструкторские решения, а в другом — убить всякое желание что-либо создавать. В таком случае я принципиально отказывался от заказа.

В свое время я вывел некую формулу, и, когда меня спрашивают, есть ли у меня секрет создания удачного инструмента, я обычно отвечаю: «Гитара должна быть красивой и сделана с хорошим настроением!»

Вы общаетесь с другими мастерами? Перенимаете опыт?

С саратовскими мастерами я веду тесное общение и постоянно обмениваюсь информацией.  Кроме того,  мы периодически собираемся в моей мастерской для непосредственного общения на гитаростроительные (и не только) темы.

Благодаря широчайшим возможностям интернета, помимо местных, постоянно общаюсь со многими российскими, а также гитарными мастерами из ближнего и дальнего зарубежья. Интереснейшая и очень полезная переписка была, например, с китайскими гитаростроителями. В результате даже получилось немного посотрудничать.

Есть ли инструменты или мастера, которые на вас повлияли?

В свое время на советские телеэкраны вышел фильм «Визит к Минотавру», одной из сюжетных линий которого была история о великом итальянском скрипичном мастере Антонио Страдивари. Посмотрев его в детстве, я загорелся мечтой стать таким же, как он, мастером. Жизнь внесла в мою судьбу свои коррективы, но, отчасти, можно сказать, что одна из моих многих детских мечт сбылась! Ведь Страдивари за всю свою жизнь создал, помимо полутора тысяч скрипок, альтов и виолончелей, около десяти гитар. Так что, его так же можно назвать и гитарным мастером.

Второй авторитетной личностью и примером для меня является Кларенс Леонидас Фендер (США). Это был великий конструктор и организатор производства таких известных марок гитар, как Fender, Music Man и G&L.  И это всё было, не смотря на тот факт, что он даже не умел играть на гитаре!

К слову скажу, что существует даже некий символизм — Лео Фендер ушел жизни в 1991 году, а я в этот год начал первые опыты по созданию гитар.

Что можете посоветовать молодым людям, которые хотят делать гитары?

К сожалению, на данный момент в нашей стране практически отсутствует школа гитарных мастеров. Освоить эту специальность можно различными способами: во-первых, стать учеником уже опытного мастера и постигать ремесло под его чутким руководством, во-вторых, вникать в тонкости профессии самостоятельно при помощи интернета и специальной литературы. Второй способ плох тем, что некому будет вовремя дать вам совет или указать на возможные ошибки.

В общем, удачи вам в этом трудном, но, без сомненья, очень интересном деле!

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook