Развлечения

Волга. Путешествие от Москвы до Астрахани

Опубликовано 07 июня 2016 в 16:17
0 0 0 0 0

В повседневной суете мы проходим мимо истории родного города, не стараемся узнать его тайн и легенд. Поэтому совместно с издательским домом «Волга» мы решили запустить краеведческую рубрику – своеобразную экскурсию по страницам книг издательства с уникальными архивными и современными фотографиями, а также текстами знаменитых историков и краеведов. Познакомившись с Саратовом ближе, вы удивитесь: неужели это те самые дома и улицы, которые знакомы с детства?

Сегодня мы публикуем фрагменты из путеводителя «Волга. Путешествие от Москвы до Астрахани».

3oGhtGxFclk

ОТ АВТОРА

С давних пор Волга, почти полностью пересекающая европейскую часть России, привлекала внимание не только как транспортная артерия, она давала возможность совершить увлекательное путешествие. Пройдя на теплоходе самый популярный маршрут от Москвы до Астрахани (его протяжённость 3000 км), туристы получат не только большое эстетическое удовольствие, не только огромный заряд бодрости от чистого, напоённого ароматами лесов и степей волжского воздуха, но и увидят многообразие России в геологическом, растительном, этнографическом, хозяйственном и климатическом отношениях. Несмотря на значительное снижение роли водного транспорта в перевозочном процессе, его значение в сфере экскурсионного и туристического бизнеса не ослабевает. Постоянен интерес к этому виду отдыха у иностранных туристов.

Путешествие по такому протяжённому и насыщенному памятниками истории, культуры, искусства и другими достопримечательностями маршруту многое теряет без удобного и достаточно полного путеводителя. Очень интересны дореволюционные путеводители однако они основательно устарели и давно стали библиографической редкостью, а те, что были выпущены ещё в советскую эпоху, не отвечают предъявляемым к ним требованиям. В 2006 году саратовским издательством СП-Принт был выпущен довольно подробный путеводитель с краеведческим уклоном, но и он не избежал ряда существенных неточностей. Издание настоящего путеводителя является попыткой заполнить пробел в этой области, образовавшийся в последние годы. Путеводитель ставит своей основной целью, на основе последних данных, дать путешествующим по Волге общее представление о больших и малых городах и населённых пунктах, создающих неповторимый образ великой российской реки; заинтересовать и побудить желание участвовать в бесконечном процессе познания окружающего мира.

Пусть читателей не смущает наличие описаний населенных пунктов, где нет в настоящее время остановок. Планы и расписания меняются и, при многократном повторении путешествий по этому маршруту, вполне вероятно знакомство с новыми городами и достопримечательностями. Для удобства ориентирования в путеводителе приведены расстояния между населенными пунктами. Приняв скорость движения судна за 20–25 км в час (при движении в тумане, по каналу и в некоторых других случаях она значительно меньше), можно легко подсчитать время подхода к интересующему вас объекту. Учитывая то обстоятельство, что путеводитель составлялся в трудный для страны период быстрой смены общественного уклада, реорганизаций и переименований, вполне возможно появление в книге невольных неточностей и упущений.

У ИСТОКОВ

3

Волга (в давние времена Итиль, Ра) — самая длинная река в Европе. Её протяжённость от истока до устья 3531 км. Бассейн Волги огромен. Кроме двух основных притоков: Оки (1,5 тысячи км) и Камы (более 2 тысяч км), в Волгу впадают около 700 рек и речек различной длины и полноводности, общая протяжённость которых более 45 000 км.

В 1964 году завершилась постройка системы каналов, и теперь из Волги и Каспия проложена дорога к Москве по каналу имени Москвы, к Азовскому и Чёрному морям по Волго-Донскому каналу, к Санкт-Петербургу и Балтийскому морю по Волго-Балтийскому каналу, а по Беломоро-Балтийскому в Северный полярный бассейн.

В настоящее время, благодаря системе гидроузлов, Волга превратилась в цепь гигантских водохранилищ. Все эти сооружения, выполненные в эпоху великих преобразований природы, не только не исполнили возлагавшиеся на них надежды, но и нанесли непоправимый вред, как самой Волге, так и её бассейну. Несмотря на то что гарантированная глубина фарватера в целом увеличилась до четырёх метров, что заметно облегчило судоходство, в отдельных районах осталась необходимость в регулярном проведении дноуглубительных работ. Волга судоходна для больших судов от Твери до Каспийского моря, а для мелкосидящих и на участке Ржев — Тверь. Течение реки сильно замедлилось. В результате происходит заиливание дна, застоявшаяся вода в летнее время «зацветает». Под тонким слоем воды исчезли навсегда многочисленные пастбища и плодородные земли. Рыба осетровых пород, пытающаяся для икрометания подняться по Волге вверх до своих прежних нерестилищ (Нижегородская губерния), не может преодолеть сопротивления плотин и погибает в огромных количествах.

Многокилометровые пространства создают условия для образования почти морских волн. Их могучая сила активно разрушает берега. Самоочищаемость реки снизилась в десятки раз, из неё уже нельзя пить воду без очистки. На этапе проектирования каскада водохранилищ никто не учитывал характера и величины экологических проблем, которые должны были возникнуть в процессе эксплуатации этой системы. Теперь эти проблемы требуют своего немедленного решения. Тем не менее Волга всегда привлекала и продолжает привлекать людей своей мощью и красотой, обилием исторических памятников, разнообразием ландшафтов и климатических зон.

4

Принято делить Поволжье на Верхнее, Среднее и Нижнее. Эти границы весьма условны и отличаются в разных ведомствах. У речников считается, что Верхняя Волга заканчивается у устья реки Оки, Средняя — у впадения в Волгу реки Камы. Иногда эти границы совмещают с административными границами областей.
Еще до пятидесятых годов двадцатого столетия волжский путь был распределен между Верхне-Волжским речным пароходством (ВВРП)от Рыбинска до Камского устья, Средне-Волжским (СВРП) — от Камского устья до Камышина и Нижне-Волжским (НВРП) — от Камышина до Каспийского моря.

Волга — река ранинная, но падение её русла значительно. Исток Волги находится на 228 м выше, а устье на 28 м ниже уровня моря. Место пересечения нулевой горизонтали находится в районе Волгограда. Все высоты в путеводителе указываются относительно уровня моря — Мирового океана, который в России определяется по футштоку — водомерной планке в Кронштадте. В былые времена уровень воды отмечался по водомерной доске в Макарьевском Желтоводском монастыре.

Начало своё Волга берёт на севере Средне-Русской возвышенности в Тверской области близ деревни Волговерховье Осташковского района. Там, посреди мхов и торфяных болот, стоит часовенка, под полом которой бьёт ключ, дающий начало великой реке. Одно время эта часовенка принадлежала Волго-Верховенскому монастырю, основанному на этом месте в 1649 году указом царя Алексея Михайловича, святыней которого был этот ключ. Монастырь сгорел в 1724 году, и осталась только эта часовня, к которой не ослабевал поток паломников, в связи с чем она по мере ветшания ремонтировалась и возобновлялась. В 1995 году часовня освящена Патриархом всея Руси Алексием II. Из-под часовни струится маленький ручеёк с прозрачной водой коричневатого оттенка.Метров через двадцать уже лежит первый деревянный мосток, за которым последуют десятки других металлических и бетонных. За деревней Вороново на пути набирающей силу речки встречаются два небольших озера Малый и Большой Верхиты.

5

Километров через восемь Волга пересекает череду довольно больших озёр. Первое из них — озеро Стерж, в которое впадает ещё и речка Руна длиной 45 км и более полноводная. Существовало мнение, что Руна, а не Волго-Верховинский ручей является началом Волги. Истина была установлена специальной экспедицией профессора Д. Н. Анучина. Пройдя озера Вселуг и Пено, Волга, приняв воды реки Жукопы, становится ещё многоводнее и впадает в озеро Волго. На выходе из озера Волго, примерно в 80 км от истока, чуть севернее деревни Скакулино, в 1843 году построено первое на Волге гидротехническое сооружение — Верхневолжский бейшлот. Это плотина с подъёмными щитами, поднимая и опуская которые можно регулировать количество воды, пропускаемой бейшлотом. Бейшлот накапливает в половодье значительное количество воды, и это даёт ему возможность плавно подпитывать Волгу в меженный период. Влияние бейшлота было таково, что подъём воды распространялся более чем на 500 км. Так, у Ржева вода поднималась на 53 – 71 см, у Твери на 27 – 36 см, у Рыбинска до 5 см. Бейшлот реконструирован в 1943 году. Километрах в десяти ниже бейшлота в селе Селижарове Волга принимает приток — реку Селижаровку длиной всего около 20 км, вытекающую из красивейшего озера Селигер.

Верхняя часть Волги от истока до Иваньковского водохранилища, называемого также Московским морем, остается за пределами нашего маршрута, в связи с чем и опускается описание этой части реки. Следует лишь отметить, что на этом участке расположены населённые пункты, заслуживающие упоминания, такие, как Ржев, Зубцов, Старица, Тверь, Конаково.

ПО КАНАЛУ ИМЕНИ МОСКВЫ

6

Путешествие по маршруту Москва — Астрахань начинается от Северного речного вокзала столицы. Этот вокзал является одним из объектов начатого в сентябре 1932 года и законченного в июле 1937 года грандиозного сооружения, соединившего столицу с реками Волгой и Москвой, а именно канала имени Москвы.

Сам вокзал многим видится как плывущий корабль. Он построен по проекту архитектора А. М. Рухлядева. Это двухэтажное здание имеет длину 150 м и высоту (вместе с выдвижным шпилем) около 85 м. 150 четырёхгранных колонн, обложенных белым тарусским камнем, опоясывают первый этаж здания, образуя галерею. Галерея второго этажа украшена арками, опирающимися на круглые колонны. Главный вход в вокзал выделяют три арочных портала, облицованные зелёным диоритом. На панелях колонн — полутораметровые фарфоровые диски с различными изображениями, выполненными из разноцветной керамики: Кремль, Мавзолей Ленина, Днепрогэс, стратостат, паровоз, самолёт в Арктике и др.

Речной вокзал расположен на берегу Химкинского водохранилища. Влево от вокзала виден шлюз № 7, отделяющий водохранилище от Москвы-реки. Вправо за остановочным пунктом Икша расположен шлюз № 6, за которым следует целая череда шлюзов и каналов, открывающих путь к Волге. 128-километровая трасса канала пересекает водораздел между Волгой и Москвой-рекой — Клинско-Дмитровскую гряду Валдайской возвышенности. Часть канала между шлюзами № 6 и № 7, т. е. вся цепь водохранилищ на 38 м выше уровня Волги и на 36 м выше уровня Москвы-реки. Эта большая разность высот определила основное отличие канала от остальных гидросистем Большой Волги. Шлюзы и водохранилища канала наполняются не самотёком, как везде, а энергетически, т. е. с помощью насосных станций. Основным источником, питающим канал, является Иваньковское водохранилище, т. е. река Волга.

Канал имени Москвы строился под руководством академика С. Я. Жука. Все работы были завершены в рекордно короткий срок — за четырегода восемь месяцев. Для сравнения — Суэцкий канал строился 10 лет, хотя на нём нет шлюзов, а объём земляных работ составил примерно одну треть (75 млн м3 против 202 млн м3). Необходимо иметь в виду, что при строительстве использовался практически ручной труд, а исполнителем был контингент ЗК (заключённый каналоармеец), большая часть которого там же и погибла. По некоторым источникам, численность погибших достигает 500 тысяч человек.

7

Работу вела организация «Волгострой», что в более узких кругах звучало как «Волголаг». В короткий срок наши строители возвели 240 крупных сооружений, в том числе 10 больших и один малый шлюз, семь железобетонных и восемь земляных плотин, восемь небольших гидроэлектростанций, пять до этого невиданных по мощности насосных станций, мосты, три тоннеля под трассой, три речных порта, большой пассажирский вокзал и т. д. Более 200 селений, оказавшихся в зоне затопления, перенесены на новые места.

Примерно 20 км канала используют водохранилища, образованные в долинах рек, всё остальное — искусственно созданный жёлоб шириной 85 и глубиной 5,5 м. Этот жёлоб проходит то в выемках глубиной более 20 м, то высоко над окружающей местностью в мощных насыпях высотой до 14 м.

Строительство этого канала не только решило проблему транспортного соединения Москвы с Волгой, но и снабдило разрастающийся город необходимым количеством волжской воды. Было подсчитано, что уже к 1937 году город потреблял бы столько воды, сколько её приносила река Москва. Открыл движение по каналу специально построенный теплоход «Иосиф Сталин». Своё название канал носит с 1947 года.

На трассе канала пять следующих одно за другим водохранилищ: Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Пестовское и Икшинское. Во всех одинаковый уровень воды. Самое маленькое, Химкинское, вытянулось, огибая длинную стенку грузовых причалов и песчаные отмели городских пляжей, поднырнув под мосты Ленинградского шоссе и Московской кольцевой дороги. После арочного моста Октябрьской железной дороги оно и заканчивается. За расположенной по правому берегу (при движении судов от Москвы правый берег находится слева, т. к. вода течёт от Волги к Москве) местной пристанью Дубовая Роща теплоход входит в так называемую «Глубокую выемку». Это название дали ещё строители одному из труднейших по выполнению земляных работ участку канала. В этом месте была прорыта грандиозная траншея длиной 6 км и глубиной до 23 м. Справа, на левом берегу, над кроной деревьев видна нарядная, новодельная церковь в честь иконы Казанской Божией Матери в городе Долгопрудный. Недалеко от Долгопрудного старинное (1623 г.) село Виноградово (бывшая усадьба воеводы Г. Г. Пушкина) с Владимирской церковью (1772 – 1777 гг., архитектор В. И. Баженов) в стиле раннего классицизма. Под её престолом с 1941 по 1945 год была спрятана и сохранена голова преподобного Сергия Радонежского, спасённая священником Павлом Флоренским и графом Ю. А. Олсуфьевым при вскрытии святых мощей в 1919 году.

8

«Глубокая выемка» начинается и заканчивается заградительными воротами, позволяющими полностью осушать канал для производства ремонтных работ.

Миновав «Глубокую выемку», теплоход проходит место, где когда-то было русло реки Клязьмы и входит в Клязьминское водохранилище — одно из красивейших мест отдыха москвичей. Здесь канал пересекают два моста: железнодорожный (Савёловской линии) и Дмитровского шоссе.

За мостами пристань Водники. На берегах водохранилища расположены яхт-клубы и водные базы. Это одно из главных тренировочных мест московских спортсменов-водников.

Длинный Пироговский рукав по левой стороне канала завершается электростанцией и плотиной, перегородившей русло р. Клязьмы у пристани Пирогово. На берегу этого рукава пристань Чиверёво, в четырех километрах от которой расположено село Жостово, славящееся своими расписными подносами.

Промысел этот зародился в 1825 – 1830-х годах, и занимались им крестьяне Жостова и соседних сёл и деревень. Изделия жостовских мастеров в равной степени можно отнести как к предметам утилитарным, так и к произведениям искусства. Жостовская роспись обладает своим художественным языком, сложившимися схемами композиций, оригинальными техническими приёмами. Свободной кистевой росписью на жестяных подносах рисуются яркие цветочные букеты. Фон — традиционно чёрный, но бывает красным, зелёным, белым и др. По борту подноса наносится легкий ажурный орнамент. Формы подносов самые разные: круглые, овальные, прямоугольные и более сложной конфигурации. По водохранилищу теплоход проходит примерно пять километров и, миновав восьмикилометровый соединительный канал с плавными поворотами берегов, вводит нас в Пяловское водохранилище, которое также снабжено заградительными воротами.

9
На правом берегу этого канала пристань Новосельцево, от которой в 7 км находится село Федоскино — центр русской лаковой живописи на папье-маше, пользующейся мировой известностью.

Это самое старое из подобных производств в стране насчитывает более двухсот лет своей истории. Начало ему было положено в 1795 году, когда русский купец П. И. Коробов в немецком городе Брауншвейге познакомился с процессом создания лаковых изделий. Он наладил изготовление в Федоскино лаковых табакерок, заменив им производство козырьков для фуражек. Впоследствии был налажен выпуск шкатулок, коробочек, пудрениц и т. п.

Технологический процесс изготовления этих предметов очень сложен. Одних покрытий лаком с сушкой ка дого слоя делается не менее шестнадцати. Только через два месяца после начала работы изделие попадает к художнику.

Этим объясняется необыкновенная прочность и долговечность изделий из папье-маше. Федоскинские живописцы пишут свои композиции масляными красками, используя приемы станковой живописи, что отличает их от мастеров других сходных направлений, таких, как Палех и Холуй в Ивановской и Мстёра во Владимирской областях. Последние, возникнув гораздо позже, опираются на более древние — иконописные традиции, использующие в качестве красочного материала яичную темперу. Темы и сюжеты федоскинских миниатюр чрезвычайно разнообразны. В одних случаях это традиционные «тройки», «чаепития», в других — чарующие пейзажи, а очень часто и копии с картин известных художников.

Пяловское водохранилище образовано подпором реки Учи — Пяловской плотиной. За плотиной виднеется Акуловское водохранилище, или Акуловский отстойник, откуда после очистки и хлорирования вода идёт в водопроводную сеть столицы. Но это водохранилище остаётся в стороне от судового хода, а нас на левом берегу канала, на небольшом мысу с недавно построенной деревянной церковью, ждёт пристань Витенёво. Эти места связаны с жизнью М. Е. Салтыкова-Щедрина, проводившего тут летние месяцы. У него здесь в гостях бывали И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, А. Н. Плещеев. Дом М. Е. Салтыкова-Щедрина не сохранился. От прежних времён осталась только часть парка.

Недалеко от Витенёва берёт начало небольшой (2,5 км длины) соединительный канал, пройдя которым мы попадаем в Пестовское водохранилище, одно из самых больших и красивых на канале. С правой стороны (т. е. по левому берегу) водохранилища видна длинная бетонная плотина с башнями. Эта плотина отделяет от Пестовского водохранилища знакомый нам Акуловский отстойник и тоже содержит фильтры.

На правом берегу пристань Лесное. В окрестном лесу много ягод, грибов, в бухточках хорошо ловится рыба. От пристани идёт дорога к старинной усадьбе Никольское-Прозоровское, в XVIII веке принадлежавшей участнику Семилетней войны генералфельдмаршалу А. А. Прозоровскому. От усадьбы сохранились церковь (1792 г.), выстроенная в стиле русского классицизма, пруд, гроты, башня. На левом берегу почти напротив пристани Лесное расположилась другая пристань — Хвойный Бор.

На выходе из Пестовского водохранилища, справа по ходу судна, видна пристань села Рождествено (Суворово). Оно было унаследовано полководцем А. В. Суворовым от его отца В. И. Суворова, который начинал службу денщиком у Петра I и дослужился до генерала. Усадебный дом XVIII века был сожжён французами во время Отечественной войны 1812 года, и впоследствии на его месте выстроили школу. С палубы теплохода в гуще зелени видна небольшая пятиглавая церковь Рождества Богородицы, построенная в начале XVIII века и декорированная в стиле московского барокко. В склепе под церковью в 1775 году похоронен отец великого полководца.

10

Через очередной короткий соединительный канал теплоход входит в Икшинское водохранилище — последнее на водораздельном участке канала имени Москвы. Оно образовано подпором плотины, перегородившей долину реки Икши, и вытянуто длинным и широким каналом с берегами, покрытыми хвойными и лиственными лесами, перемежающимися полями и лугами. Две песчаные косы врезаются справа и слева в водную гладь озера. Теплоход проходит мимо очередны заградительных ворот. У самого выхода из водохранилища расположена пристань Икша — длинный железобетонный причал с каменным павильоном, а чуть дальше, на противоположном берегу, станция Икша Ярославской железной дороги. В этом месте железная дорога и шоссе сближаются с каналом и до Яхромы идут рядом.

Примерно за три с половиной часа хода от Северного речного вокзала столицы пройдено 48 км, и отсюда начинается спуск к Волге. Первой ступенькой этой лестницы является шлюз № 6 (счёт от Волги) — первый шлюз на нашем пути. Его ворота встроены в четыре мощные башни, стоящие попарно на входе и выходе. Башни украшены скульптурами, воспевающими труд инженеров, проектировщиков и строителей. Все шлюзы канала имеют длину 300 м и ширину 30 м.

Шлюз № 6 опускает теплоход по отношению к водораздельному участку на восемь метров. Шлюз № 5 находится от предыдущего на расстоянии 2 км. Башни этого шлюза своими округлыми очертаниями напоминают устои моста. Опускаемся еще на 8 м. Через один километр пути нас ожидает шлюз № 4. Его башни похожи на величественную триумфальную арку. Ниже четвёртого шлюза канал пересекает русло реки Яхромы. Река через водосброс попадает в канал, а тремя километрами ниже, опять же через водосброс, часть воды возвращается в старое русло реки ниже железнодорожного моста линии Москва — Савёлово. По этому мосту линия железной дороги с левого берега канала переходит на правый.

11

За мостом — шлюз № 3, который опустит теплоход ещё на 8 м. Навершием нижних башен шлюза являются модели знаменитой каравеллы Колумба «Санта Мария», на которой он пересек Атлантический океан и открыл Америку. Модели выполнены из латуни и меди и достаточно точны.

За шлюзом № 3 открывается город Яхрома. Вырос он вокруг крупной текстильной фабрики в середине XIX века. Во время великой битвы под Москвой в 1941 году участок канала от Яхромы до Дмитрова был рубежом обороны советских войск.

Через полчаса хода от шлюза № 3 на правом берегу канала хорошо виден высокий крест, установленый в память о погибших на строительстве канала.

В пяти-шести километрах за Яхромой расположен город Дмитров. Его основал в 1154 году князь Юрий Долгорукий как крепость на границе Владимирского княжества. Князь приехал сюда за сбором дани, и его сопровождала княгиня, которая в дороге родила сына Дмитрия, названного так в честь великомученика Дмитрия Солунского и известного впоследствии под именем Всеволода III Большое Гнездо. Экономическое процветание города связано с развитием торговли Москвы в XV – XVI веках по путям, пролегавшим через реки Яхрому, Сестру и Дубну к Волге и далее по Шексне, Мологе к Балтийскому морю.

Сейчас Дмитров — один из крупнейших промышленных и культурных центров Московской области.

В центре города была земляная крепость с огромными рвами и валами. Позднее на валу была построена мощная бревенчатая стена с восемью башнями и тремя воротами. От стены и башен ничего не осталось, но земляные валы высотой до 14 м, относящиеся к XVI веку, ещё сохранились. Как исторический памятник, представляет интерес Успенский собор постройки 1509 – 1533 годов. Его архитектура близка к соборам Московского Кремля, в частности Архангельскому. Собор замечателен изразцовыми украшениями наружных стен. В южную стену вделан круглый медальон диаметром более трех метров с изображением Георгия Победоносца. Храм восстановлен и вновь освящен в 2003 году. В нём размещена большая часть экспозиции историко-художественного музея, который хранит иконопись XV – XVIII веков, произведения декоративно-прикладного искусства, русскую и зарубежную живопись, русский фарфор Ф. Гарднера, А. Попова, производившийся в Вербилках, мебель, оружие. Часть экспозицииипредставлена в бывшей женской гимназии: преметы народных промыслов, современная живопись и графика местных художников. Также в Кремле находится богато декорированная тюремная Елизаветинская церковь (1898 г.).

Из старинных зданий Дмитрова также представляют интерес сооружения XVI – XVII веков в Борисоглебском мужском монастыре, основанном, по преданию, ещё в XII веке и теперь вновь открытом для проживания братии. В обители два каменных храма: соборный, одноглавый, посвящённый святым благоверным князьям Борису и Глебу (1537 г.), и надвратная более поздняя (1662 – 1687 гг.) церковь, построенная в честь св. Николая Чудотворца, с приделом в честь иконы Феодоровской Божией Матери (1834 г.).

В 1926 году монастырь был закрыт, а в 1933 году, в связи с началом строительства канала Москва — Волга, он был занят управлением ДмитЛага. Экспонаты музея переехали в Успенский собор, почти все его сотрудники были арестованы за сопротивление выселению.

Вблизи Дмитрова, в селе Вербилки, ориентировочно в 1754 году была основана фарфоровая фабрика Ф. Я. Гарднера. В Москве и Твери были устроены лавки, в которых продавалась различного рода посуда, а также куклы, выделанные на этой фабрике. Со временем качество изделий сравнялось с иностранным. Лучшим изделием завода считается большой столовый сервиз, сделанный по заказу двора в 1778 году. С момента основания фабрика почти 140 лет принадлежала трём поколениям семьи Гарднеров. В 1891 году она перешла в собственность М. С. Кузнецова, который ещё более расширил производство (ныне завод ОАО «Фарфор Вербилок»). Фабрика и теперь выпускает первоклассную продукцию.

12

Между шлюзами № 3 и № 2 расстояние примерно 48 км. Трасса тут проложена по холмам и насыпям высотой до 10 м. По обе стороны от канала простираются торфяные болота с перелесками. Наиболее крупные из болот Татищевское, Дятьковское, Петраковское, Бугай-Зерцаловское. Под насыпью проложены трубы-дюкеры, позволяющие водам свободно сообщаться под каналом. От шлюза № 2 до шлюза № 1 остается примерно 15 км. Посередине этого участка канал пересекается с рекой Сестрой: воды канала текут в высокой насыпи, а река протекает под ней в двух бетонных трубах большого диаметра.

За полтора километра до выхода из канала на его левом берегу установлен Большой Волжский маяк.

Выходя из канала, слева видим простор Иваньковского водохранилища, также называемого Московским морем.

Само море остается в стороне от нашего маршрута, а наш теплоход подходит к шлюзу № 1. Слева виден монумент В. И. Ленину, а справа остатки основания от такой же скульптуры И. В. Сталина, снесённой после разоблачения культа личности.

Шлюз встроен в 215-метровую железобетонную часть плотины, продолжением которой является земляная плотина длиной 250 м. Кроме того, водохранилище огорожено восьмикилометровой земляной дамбой. Шлюз № 1 имеет перепад высот между верхним бьефом и нижним 17 м. В отличие от других нижеследующих плотин, по верху Иваньковской не пролегает шоссе, соединяющее берега реки, оно проходит в тоннеле под водой.

Все эти сооружения воздвигнуты на месте деревни Иваньково, давшей название первому волжскому водохранилищу.

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook