Город

Волжский вердикт

Опубликовано 06 декабря 2014 в 17:44
0 0 0 0 0

Около месяца назад завершился филд-трип «Volga Volga Volga», организованный московским институтом медиа и дизайна «Стрелка». TSR уже писал о ходе проекта и саратовских находках студентов. На этой неделе вышел интернет-журнал, в котором подведены итоги филд-трипа. Мы изучили материалы дела, чтобы понять, какой вердикт вынесли урбанисты Саратову и как долго будет течь река Волга.

1

 

Если открыть старый альбом «Волга» издательства «Советский художник», то мы увидим черно-белые фотографии поволжских городов и волжских просторов: отраженные в речной глади облака, лотосы, монументальные конструкции ГЭС, счастливые лица матросов. В 60-е годы многое казалось возможным и действительно было возможным. Прошло больше 50 лет, прекрасные порывы утихли, а масштабных исследований Волги как единого целого не проводилось уже долгие годы. По мнению представителей «Стрелки», Волга два раза в истории России становилась катализатором мощных периодов развития. И есть шанс, что у Волги получится и в третий раз.

По ссылке можно посмотреть атлас, составленный студентами, где отмечены различные характеристики городов Поволжья: коммуникации, наличие портов, крупных заводов, университетов, тюрем и т. д.

Проектируемая память

Поволжским городам свойственна эклектика: на улицах мирно уживаются православные и мусульманские храмы, памятники советским вождям и героям русского средневековья, а параллельно с этим кипит жизнь 21 века, со своими правилами и ритуалами.

Народная память постоянно находится в переходном состоянии. Отсутствует единая идеология, символы и традиции былой культуры разрушаются, а из обломков ушедших эпох люди начинают возводить собственное, новое видение жизни. Временное состояние нестабильности в России затянулось на без малого 25 лет. За это время в волжских городах появились многочисленные примеры смешивания различных историй в едином материальном пространстве. Памятник революционерам 1905 года была построен в Саратове в 1925 году, в память о жертвах демонстраций 1905 года. Но спустя столетие, в 2002 году, городское правительство возвело памятник Петру Столыпину, губернатору Саратова и по совместительству палачу революционеров 1905 года. Видимо, парадоксальность этой ситуации попытались смягчить расстоянием между памятниками – их разделяет почти два километра, и это позволяет им мирно сосуществовать уже почти 12 лет.

пам

Поверхностное переосмысление прошлого приводит к другим любопытным явлениям: «тонкой истории» и «приукрашиванию». Волжские города цепляются за прошлое, но выхватывают только внешние атрибуты или названия, упуская важное. Саратовский пример – это Национальная деревня, где отсутствует аутентичная архитектура и все здания выполнены примерно одинаково – из бетона и облицовочного камня.

Приукрашивание, в свою очередь, неразрывно связано со стиранием памяти. Так, во многих городах акцент делается на новостройки, а реставрацией старых зданий никто не занимается. В Саратове эти контрасты очевидны: в приоритете у правительства новая набережная, а не бесчисленные рассыпающиеся памятники архитектуры.

Безымянный_

Саратовские приоритеты

Сконструированная природа

У Волги сегодня есть два пути: двинуться в сторону экологического прогресса, излечиться от индустриального прошлого и восстановить природные богатства, либо пойти по пути технократического и экономического триумфа, развиваться как дизайн-проект, строить дамбы, каналы и терраформы.

Пообщавшись с заместителем начальника отдела водных ресурсов Е. В. Константиновой и экологом, профессором Н. М. Мингазовой, студенты выяснили, что в современной Волге содержатся сточные воды, которые разрушают берега, вызывают мутации в рыбе, осушают притоки, отравляют природу и захватывают все больше территории с каждым годом. Попытки повлиять на ситуацию возникают, но точного плана по защите реки пока нет. Самый радикальный способ спасти Волгу – это восстановить ее природные границы.

upload-a355a5c0-6ce4-11e4-9fa1-473289ddc80c

По ссылке можно посмотреть схематическое изображение волжского ландшафта и научно-фантастические зарисовки по теме.

Субурбанизация побережья

берег оккупированный заводами

Новая пост-индустриальная эра принесла с собой тенденцию переносить загрязняющие атмосферу заводы за черту города. Прогуливаясь вдоль берегов Волги, мы натыкались на ряды заброшенных фабрик, сельские поселения, разваливающиеся дачи и скользкие склоны. Встречаются и отчаянные попытки создать подобие зоны отдыха для привлечения туристов. Речные берега подверглись жесткой урбанизации с ее новыми набережными и частными домами, которые приватизировали вид на Волгу. Люди равнодушны к дальнейшим издевательствам над Волгой. Мечты о прекрасном будущем требуют новой ментальности, иначе Волга придет к неизбежному экономическому и экологическому коллапсу.

Центр-петля

петля

Пример Саратова и Энгельса показывает, как два города могут быть связаны между собой. В этом сыграли роль и обещания построить единое метро, и героический план 1973 года по строительству мостов. Так саратовская администрация стала рассматривать Энгельс как продолжение Саратова. Какие сценарии возможны на сегодняшний день? На картинке видно, что территория под мостами – это не только геометрический центр двух поселений, но еще и петля: оба побережья плюс оба моста формируют бесконечный поток движения. Эта структура абсолютно не развита — она физически есть, но никак не используется.

Волжская архитектура

Шедевры самостроя

Агрессивная массовая застройка уничтожает старую архитектуру, но вдохновляет разнообразие новых архитеткурных форм. Волжские города – это пространство архитектурных импровизаций. Ростки DIY (do it yourself — сделай сам)-архитектуры пробиваются в Самаре, Саратове, Астрахани и соседствующих мелких городах. Стереотипные хрущовки и дореволюционные здания вдоль Волги покрываются надстройками – балконами, террасами и пентхаусами, собранными из останков разобранных зданий и заброшенных механизмов. Может эти DIY-шедевры станут коллективным манифестом борьбы против исчезающего архитектурного наследия Волги?

соседство жилого нежилого

Города-сироты

Астрахань и Саратов – два волжских города-сироты, оставленных государством, которое уже более 50 лет не делало инвестиций в их развитие. У двух этих городов общее прошлое: исторический пик городского развития был вызван именно государственными вложениями. Саратов и Астрахань не смогли стать любимыми детьми государствами, потому что им нечем похвастаться – ни военной славой Сталина (Волгоград), ни родиной Ленина (Ульяновск), ни званием спортивной столицы России (Казань).

Основные черты Саратова и Астрахани.

  1. Огражденные пустоты

Повсюду стоят заборы, которые, однако, не предвещают каких-то новых проектов, а лишь указывают на частное владение

мусор

  1. Заселение тотального упадка

Горожане не в силах покинуть родные дома, поэтому пытаются хоть как-то облагородить разваливающиеся постройки прошлого.

  1. Заполненная пустота

Пустота здесь не дикая и невостребованная территория, где может случиться все, что угодно, но и не регулируемая зона, где ощущаются безопасность и комфорт. В этих городах эти противоположные понятия сосуществуют.

сс

  1. Мертвые иконы

То, что могло стать основой города, медленно погибает с нереализованным потенциалом. Пример тому – новая набережная. Несмотря на несколько несущественных попыток активировать эту зону с помощью велодорожек и граффити-фестивалей, территория словно отвергает любые попытки оживления – на новой набережной даже нет ни одной лавочки.

порт

Города-сиорты несут жителям психологию отречения, выражают ее в непривлекательной материальной форме. Эти города страдают от нереализованного потенциала, у них нет своей идентичности, и они не готовы предложить своим обитателям ничего утешительного взамен.

Речная культура

Побережье Волги оживает только летом, в остальное время оно почти не используется. Многие города частично ограничивают доступ к реке. Прежде большое значение имели порты и заводы, но сегодня ни те, ни другие уже не функционируют. Речные круизы стоят слишком дорого, обычные граждане не могут себе их позволить, а общественного речного транспорта и вовсе не существует.

Игорь Сорокин, саратовский художник, - один из немногих, кто интересуется речной культурой Саратова.

Игорь Сорокин, саратовский художник, — один из немногих, кто интересуется речной культурой Саратова.

Конечно, связь между рекой и жителями сохраняется. Волга является источником воды, энергии, рыбы, и именно она привлекает туристов. Но по прямому назначению реку используют все меньше.

Саратов расположен в ложбине меж двух холмов. Как Рим, город развивался в долине, богатой водными ресурсами – речушками, ручьями, сбегающими с гор потоками. Но, в отличие от Рима, Саратов не пользуется природными преимуществами. Большинство ручьев используются как коллекторы или канализационные стоки, либо находятся в упадочном состоянии.

па

Фотографии из интернет-журнала «Volga Volga Volga».

0 0 0 0 0



05 декабря 2014
06 декабря 2014
Вконтакте
facebook