Развлечения

Занавес: как делают спектакль

Опубликовано 24 декабря 2014 в 14:45
0 0 0 0 0

Узнавать все первыми — это прерогатива журналистов. Именно поэтому мы находим лазейку даже в те места, куда нет прохода другим. Сегодня TSR расскажет и даже покажет вам, что хранится за кулисами театра и как кипит работа в цехах, где  рождается спектакль.

IMG_4287

Сейчас в Саратовском ТЮЗе вовсю идет подготовка к спектаклю «Приключения Солнышкина» по пьесе драматурга Алексея Слаповского «Веселое море». Это инсценировка по мотивам книги Виталия Коржикова «Веселое путешествие Солнышкина». Режиссером стал Сергей Пускепалис (да, тот самый начальник полярной станции из фильма «Как я провел этим летом»). А художником-постановщиком, с которым нам удалось связаться, — Алексей Вотяков.

Без имени-1О подготовке спектакля

То, что мы будем ставить этот материал, режиссёр спектакля Сергей Пускепалис мне сказал весной, где-то в мае. Он попросил найти книгу Виталия Коржикова «Веселое мореплавание Солнышкина», по которой будет спектакль. Я прочитал книгу, начал представлять потихоньку, что там может быть, как это может быть, но у меня ещё не было инсценировки Алексея Слаповского. Её я получил где-то в июле, и тогда же я запросил планировки сцены у театра, мне их прислали, где-то в августе они у меня уже были, и я начал сочинять, пробовать разные варианты. Потом мы съехались все вместе всей постановочной группой спектакля в Саратове в сентябре, я посмотрел сцену более предметно. И вот после этого я вернулся и начал плотно заниматься сценографией.  Получается это поэтапно около полугода.

IMG_4352

О замысле и сценическом оборудовании

Сначала ты придумываешь, собственно говоря, спектакль.  Нередко в последнее время случается так, что режиссёр далеко, и много придумывается «на расстоянии», мы обсуждаем общий замысел и варианты в развитии движения на сцене, если нужно, списываемся в Интернете. Но я не придумываю декорации, я придумываю спектакль — как это всё будет происходить. Нельзя что-то сочинить и дать режиссёру — вот, осваивай. Я пытаюсь представить, как Солнышкин появится в этом городе, как мы окажемся в комнате у Робинзона, как перейдем быстро из неё на корабль. И только когда я придумаю сам процесс, сам спектакль, тогда начинаю искать технические способы, которые позволят добиться нужного эффекта с минимальными затратами и максимальным художественным впечатлением от того, что будет происходить на сцене.  Сергей хочет делать масштабный постановочный спектакль, с танцами и так далее, чтобы была занята большая площадь сцены. Мне, например, особенно хотелось добиться какого-то мощного эффекта в той сцене, где Солнышкин попадает на корабль, ведь он всю жизнь хочет оказаться в море! И я придумал такой почти мгновенный переход из каюты Робинзона на корабль, в котором чувствуется ритм морской «качки».

IMG_4378

О Большой сцене ТЮЗа

Такие сцены, как в Саратовском ТЮЗе, пытаются объединить амфитеатр и сцену-коробку, они сложны тем, что боковые зрители из-за широкого угла обзора смотрят в кулису. И сложно создать одинаковый для всех образ. Вроде бы есть портал, есть авансцена, есть «коробка», но из-за ширины зрительного зала появляется задача правильно выстроить декорацию, чтобы отовсюду была видна вся сцена. Но техническое оснащение хорошее, неплохо со светом, к тому же покрашено все пространство в ярко-синие тона, в этом спектакле нам это даже «на руку».

IMG_4292

О  Сергее Пускепалисе

Первый раз я его увидел на сцене Театральной академии в Петербурге как актёра, когда театр «Мастерская Петра Фоменко» играл спектакль Николая Дручека по «Мещанам» Горького. А потом я познакомился с ним, когда приехал на постановку в Магнитогорск, я посмотрел очень хороший его спектакль, который здесь шел, и он предложил мне поработать вместе. Мы выпустили постановку, которую Сергей считает одной из лучших своих работ, по двум пьесам — «Окна» Дино Буццати и «Любовь к ближнему» Леонида Андреева. Я жил в то время в Петербурге, а он был главным режиссером Магнитогорской драмы и начал звать меня перебраться обратно, стать главным художником театра. Через некоторое время я так и сделал. Здесь мы с ним поставили очень много разных спектаклей, потом вместе работали в МХТ над двумя постановками — «Дом» и «Прошлым летом в Чулимске», затем в Ярославле в Волковском театре сделали «Трех сестер», были и другие спектакли, теперь работаем вместе над постановкой в Саратове.

Сергей Пускепалис на спектакле «Прошлым летом в Чулимске»

Сергей Пускепалис на спектакле «Прошлым летом в Чулимске»

О распорядке дня художника спектакля

Спектакль спектаклю рознь, театр театру —  тем более, у всех разные возможности постановочной части. В Москве мне очень часто приходится тратить целый день на переезд с места на место – там посмотрел, здесь посмотрел, тут посмотрел. Когда ставится спектакль, на художника ложится много работы, поэтому как складывается день — встал, пришел в театр и дальше занимаешься спектаклем. Реквизит не купили? Ну, поехали тогда покупать. Слава богу, в случае с «Приключениями Солнышикина» я взял себе помощницу, Гульнур Хибатуллину, которая будет заниматься костюмами,  а обычно я сам и костюмы делаю. Теперь я приеду ближе к выпуску, будем смотреть, что работает, что не работает.  Такого алгоритма четкого — иду сюда, потом туда – нет, каждый раз это происходит по-разному.

IMG_4409

Кстати, премьера спектакля «Приключения Солнышкина» состоится 14 февраля 2015 года в день рождения Ю.П. Киселева.

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook