Развлечения

Поп-арт. Выставка произведений Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна в Радищевском музее

Опубликовано 15 мая в 10:37
0 0 0 0 0

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева представляет выставку произведений Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, организованную совместно с галереей СНЕГ (Москва). На ней представлены шелкографии двух главных фигур поп-арт-движения. 

Мы говорим поп-арт и подразумеваем Энди Уорхол. Мы говорим Энди Уорхол и подразумеваем поп-арт. Американский художник стал иконой поп- арта, его проповедником. Уорхола сравнивали с типографским станком, изображающим знаменитостей и знакомые всем популярные товары. В свое время авторы советской антибуржуазной пропаганды писали о художнике, забивающем рекламой сознание людей, как о кумире американских промышленников-монополистов, щедро оплачивающих его работы. Сейчас мы можем оценить это объективно и увидеть в этих работах то, что видел Уорхол и его почитатели — своего рода форму патриотической иронии к шквалу рекламы. Достаточно вспомнить, что этот стиль повлиял даже на фильмы о Джеймсе Бонде.

Картинки по запросу энди уорхол

Это сегодня поп-арт — уже винтаж, хорошо изученное специалистами направление в истории искусства. Поп-арт признан во всем мире! Поп-арт всегда узнаваем! И сейчас это — ниша для творческих экспериментов в искусстве, в моде, в архитектурных интерьерах.

На выставке можно выделить серию Энди Уорхола «Вымирающие виды». Она впервые была показана в России в Дарвиновском музее Москвы в начале этого года и открывала год экологии в нашей стране. Серия из 10 портретов редких животных была создана королём поп-арта в 1983 году по просьбе друзей, защитников диких животных Рональда и Фрейды Фельдман. Она включает портреты амурского тигра, африканского слона, орангутана, чёрного носорога, зебры Греви, гигантской панды, белоголового орлана, снежного барана, древесной лягушки из семейства квакш и бабочки.

Интересно, что цикл имеет ещё одно название «Животные в гриме», отражающее способ изготовления этих портретов. Уорхол выбирал наиболее вдохновляющие фотографии редких животных, а затем экспериментировал с цветом, накладывая его на бумагу через особые сетчатые трафареты, слой за слоем. Глубокие яркие цвета и их неожиданные сочетания, а также крупный формат привлекают внимание зрителей к проблеме опасности, которая грозит изображённым животным. Кроме того, портреты невероятно красивы, в них ясно виден стиль зрелого Уорхола, звезды поп-арта первой величины. Неудивительно, что цикл «Вымирающие виды» имел большой успех на всех выставках ещё при жизни автора и стал одним из самых известных в творческом наследии Энди Уорхола.

Картинки по запросу энди уорхол

Одной из выдающихся фигур поп-арта наряду с Энди Уорхолом можно смело назвать Роя Лихтенштейна. Это он перенес знаменитые американские комиксы со страниц журналов на форматы 2 и 3 метра. Как это происходило? Понравившиеся изображения, взятые из журналов и мультфильмов, увеличивались путем ручной перерисовки растра и становились при помощи шелкографии новыми произведениями искусства. Рой Лихтенштейн стал лауреатом различных премий, его работы бьют ценовые рекорды на аукционах. Прежде чем прийти в поп-арт, Рой пробовал свои силы в сюрреализме, кубизме, абстрактном экспрессионизме. Все изменилось в 1961 году, когда его сын попросил нарисовать что-то красивое и яркое, как комикс. Картина «Смотри, Микки» изменила его жизнь и помогла стать одним из пионеров американского поп-арта. Рою было уже около сорока. Однажды в галерею, где проходила выставка Лихтенштейна пришел Энди Уорхол. Он был восхищен работами и пригласил Роя в свою студию, чтобы показать, как работает в том же жанре.

В первых работах Лихтенштейн использовал образы из комиксов и рекламы, увеличивая их и стилизуя их под газетную печать. Эти картины активизировали американский художественный процесс и изменили историю современного искусства.

После первого коммерческого успеха и одобрения критиков Рой Лихтенштейн решил всецело отдаться художественным поискам. Сюжет его работ заметно расширился — рядом с комиксами появились интерпретации картин Сезанна, Модриана и Пикассо, а также натюрморты и пейзажи. Помимо этого Лихтенштейн создавал гравюры и скульптуру. Как в дву-, так и в трёхмерных объектах он использовал промышленные материалы, которые не имели прямого отношения к искусству. Кроме того, он разрабатывал и создавал товары массового потребления, которые стоили значительно дешевле, чем его живопись и скульптура. Кроме рисунков и скульптуры, Рой Лихтенштейн создал также более 300 принтов, в основном с помощью трафаретной печати.

Картинки по запросу рой лихтенштейн

Среди наиболее известных работ Роя Лихтенштейна на выставке представлен «Masterpiece» («Шедевр», 1962), сюжет которой расценивается как самоирония над собственной карьерой. Ретроспективно, шутку считают «остроумной и все же устрашающе наделенной даром предвидения», потому что она предвещала будущую «суматоху» вокруг его творчества. Мы видим диалог между блондинкой и мужчиной по имени Брэд: «Брэд, дорогой, да это же шедевр! Скоро весь Нью-Йорк будет «кричать» о твоих работах!» При этом дама пристально смотрит на живопись, угол которой виднеется на работе. А сам Брэд выражением лица передает свое согласие с ее словами.

Художник, работая со стереотипом массового сознания, обращается к конструированию гендера, точнее, некоего шаблона, предельно сжатого и схематичного, под которым принято понимать «мужское» и «женское». Гендерный стереотип у Лихтенштейна высвечивается сквозь призму инфантильного массового сознания, что проявляется и в незамысловатом сюжете, и в схематичном изображении эмоций, и в типичности черт, переходящих из одной работы в другую. Персонажи Лихтенштейна явно были изготовлены по одному лекалу и ровным шагом сошли с ленты одного конвейера беспрестанно работающей массовой американской культуры. Но, что самое важное, идея инфантильности, в которую погружается современное ему общество, проявляется в самом выборе эстетики комикса и в содержании текстов, которые Лихтенштейн включает в свои работы.

Похожее изображение

Тогда как неотъемлемой составляющей любого комикса является текст, у художника он сжимается до бытовых, ничего не значащих фраз или мелодраматических восклицаний довольно второсортных актрис, а подчас и до бессмысленных вздохов.

В 1964-м году Лихтенштейн стал первым американским художником, работы которого были представлены в галерее «Тэйт» в Лондоне. В 1987-м году Рой Лихтенштейн стал первым из живущих художников, чья персональная выставка состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Выставка откроется 16 мая в 17.00 на Радищева, 41. 

0 0 0 0 0